Вторник, 07 мая 2024

Редакция

Тактика и практика

Бюджетный кредит позволит региону сберечь 123 млн. рублей

Как известно, в 2015 году Правительство Новгородской области заключило соглашение с Министерством финансов РФ о предоставлении бюджетных кредитов. По условиям договора, мы должны были сформировать на текущий год бездефицитный бюджет и обеспечить снижение доли кредитов к 2017 году до 50% от собственных доходов. Не нужно быть экономистом, чтобы понять: такие условия не превращают даже бюджетный кредит в подарок.

Однако вспомним, как это трактовал губернатор Сергей МИТИН 10 ноября на внеочередном заседании правительства. «Бездефицитный бюджет позволит нам сэкономить средства, которые раньше мы тратили на обслуживание коммерческих кредитов, — говорил он, — уменьшить долю таких кредитов, заменив их на бюджетные, и тем самым получить дополнительные средства».

Но этому должна была предшествовать большая подготовительная работа. Не только для того, чтобы Минфин подписал договор, но чтобы и бюджет-2016 не потерял своей социальной парадигмы (основной концепции).

Как сообщает пресс-служба областного правительства, в течение 2015 года долговая нагрузка регионального бюджета сократилась на 3,3 процентных пункта. Доля коммерческих кредитов снизилась с 57,6 до 48,5%, доля бюджетных кредитов в общем объеме долга увеличилась до 51,1%.

На 1 января этого года размер государственного долга региона составлял 15 439 млн. рублей. Причем в структуре государственного долга доля бюджетных кредитов, предоставленных региону, была 7 883 млн. рублей; доля коммерческих кредитов — 7 495 млн.

Разумеется, неспециалисту эта цифровая цепочка не несет строго очевидную позитивную окраску. Но хочу напомнить, что сказал 24 февраля, выступая в Госдуме, аудитор Счетной палаты РФ Юрий Росляк. «Объем госдолга регионов на 1 января 2016 года составил 2,3 трлн. рублей, — отметил он. — Увеличение объема отмечается в 65 регионах. На начало 2016 года госдолг превысил 100% объема доходов бюджетов субъектов (без учета объема безвозмездных поступлений) в 14 регионах. Еще порядка 11 регионов находятся в зоне риска (значение показателя больше 90%)».

Так вот, объем государственного долга Новгородской области на указанную дату составил чуть более 71% собственных доходов бюджета (15,4 млрд. от 21,6 млрд. рублей). И как бы ни тужилась оппозиция доказать, что это отвратительно, в условиях кризиса такие индексы на нашем экономическом барометре свидетельствуют о сложной, тяжелой, но целенаправленно выполняемой работе.

Вот почему наш регион одним из первых (уже в январе) смог подать в Минфин России заявку на получение кредита из федерального бюджета на замещение коммерческих кредитов. А 19 февраля 3 млрд. рублей в рамках бюджетного кредита были нам перечислены.

Что это дает? Во-первых, дает возможность заместить коммерческие заимствования. Они, к слову, и сегодня предоставляются по ставке 13,5% годовых, а в прошлом году ставка была еще выше. Бюджетный же кредит получен под 0,1%. Экономия средств на обслуживание госдолга области составит 123,2 млн. бюджетных рублей. Во-вторых, доля «дорогих» коммерческих кредитов в общем долге области сократится с 48,5 до 38,8%. В-третьих, в 2015 году мы получили 2,1 млрд. рублей бюджетного кредита, в этом планировали заместить бюджетными кредитами 1,5 млрд. рублей (об этом говорила 21 ноября на публичных слушаниях по бюджету Елена Солдатова, руководитель департамента финансов). А уже к концу февраля перекрыли намеченное вдвое.

Работа по выполнению показателей, согласованных с Минфином, продолжается. Область рассчитывает на получение дополнительных кредитных средств в текущем году. Тем более что, принимая бездефицитный бюджет, правительство области декларировало, что в 2016 году брать коммерческие кредиты не намерено. И если всё сложится так, как планировалось, то стремительный старт даст нам шанс снизить долговую нагрузку не до 69,3%, а еще более радикально.