Российско-белорусскому единству — 20 лет
Собеседник «НВ» — проректор по учебной работе Витебского госуниверситета имени П.М. Машерова Веслав ТУРКОВСКИЙ, который с делегацией студентов побывал недавно в НовГУ.
— Из Витебска в Великий Новгород каждый год приезжают группы для стажировки в магистратуре. В прошлом году Витебск принимал группу из 40 новгородских студентов, — говорит Веслав Турковский. — Наши и ваши студенты удивительно быстро нашли общий язык и настолько сдружились, что, расставаясь, не все могли сдержать слез. Я даже не ожидал от них такой эмоциональности.
— С западноевропейскими сверстниками та же история?
— Вы это напишете? Ладно. Я так скажу: это пример именно близости и единства наших народов. Это глубоко внутри, прорастает из самой души и у современной молодежи. Нет такой силы, чтобы разрушить наше единство.
— Как вы полагаете, что важнее для сохранения единства — экономика или гуманитарная сфера?
— Духовная сфера консервативнее. Ни в коем случае нельзя ее недооценивать. Да, у нас общая история, но сегодняшние студенты уже не слышат рассказов бабушек и дедушек, переживших страшную войну. А экономика... Эти проблемы решить все-таки проще. Хотя и производство — это ведь не только деловые отношения.
— К слову, товарооборот между собой мы все еще подсчитываем в долларах.
— Мне тоже не очень нравится. Уверен, это изменится. Вопрос времени. Но ведь есть что считать! Сотрудничество на региональном уровне — прекрасная форма. Способ еще раз убедиться, где наши друзья и кровные интересы. Для нас, белорусов, это, конечно, Россия.
— На каком языке преподают в Витебском университете?
— На русском!
— Всё-всё?
— Белорусскому языку, естественно, учат. В Беларуси два государственных языка — белорусский и русский. Вы знаете, в 1990-е я преподавал педагогику на мове. Пока не понял, что наши студенты все-таки лучше усваивают материал на русском.
— В наших СМИ была болезненная реакция на установку в Витебске памятника литовскому князю. В литвины, что ли, белорусы собрались?
— История — вещь запутанная. Но у нас же есть памятник Патриарху Алексию II. На самом видном месте. Есть памятник Якову Джугашвили, воевавшему недалеко от Витебска. Там огромное кладбище, воинские захоронения. Молодежь ухаживает за ними безвозмездно. Им это нужно!
Я сужу о нашем единстве не по каким-то политическим комментариям. Пусть их, там кризис жанра, наверное. Сужу изнутри. По людям. Тем и радует молодежь. Мы разрыва с Россией не мыслим.
— Есть же сторонники западного пути развития...
— А у вас их нет, что ли? Я лично с такими людьми не знаком. В конечном счете, что такое наш союз? Так президенты решили? Нет, это они нашу с вами волю выполнили.