Суббота, 23 ноября 2024

Редакция

13 лет без иллюзий

В Великом Новгороде обсудили Стратегию-2030, разработанную городскими чиновниками

История этого документа совершенно банальная — по примеру федеральной нужно создать местную стратегию социально-экономического развития, причем на странно выбранный срок — до 2030 года. Если учесть день нынешний, то светлое будущее следует рассмотреть на 13 лет вперед. Еще в начале этого года (!) мэрия создала рабочую группу для вычерчивания каркаса развития до 2030-го, не убоявшись временной чертовой дюжины. Даже было создано «Бюро развития города», про которое с тех пор ничего не слышно. Между тем, с 2015 года, когда завершился срок прежней Стратегии, Великий Новгород вообще живет без всякого стратегического планирования.

К осени нынешнего года подготовленный общими усилиями сотрудников мэрии документ попытались узаконить через городскую Думу, но депутаты, ознакомившись с многостраничным трудом, не согласились поддержать слишком сырой вариант. Спешно мэрия стала дописывать отдельные фрагменты Стратегии, а 5 октября провела общегородское собрание, поскольку Дума настаивала на публичном обсуждении.

Название «общегородское собрание» слишком громкое для скромного числа участников — пришли порядка 50 человек, включая чиновников и журналистов. Причем аудитория была изначально выбрана для мероприятия как раз на такое количество посадочных мест. А сидящая возле дверей дама пыталась зачем-то записывать на листок фамилии всех пришедших.

Образ будущего

Изложил содержание Стратегии вовсе не градоначальник, а председатель комитета по экономике и инвестиционной политики Сергей ПЕНЯЗЬ — то ли как главный разработчик, то ли как уполномоченный от мэрии. Говорил быстро, слайды мельтешили перед глазами, так что тем, кто заранее не прочел 60 страниц текста, было нелегко. Впрочем, было понятно, что и докладчику не очень комфортно, особенно когда другие выступающие говорили какие-то нелицеприятные слова. Сергей Пенязь в ответ только напоминал, что будут же к Стратегии затем другие документы, муниципальные программы и планы мероприятий...

Более половины Стратегии занимает констатация фактов о нынешней ситуации в городе. Допустим, жителей сейчас 222 594 человека, а в 2010-м было меньше. Будет через 13 лет 230 тысяч. Рождаемость, стимулированная материнским капиталом, увеличила число молодых людей еще нетрудоспособного возраста, но стариков стало больше, при этом трудоспособное население сократилось. Появится в городе не аквапарк, обещанный много лет назад, а индустриальный парк — возле Лужского шоссе (где хотят построить и крематорий для животных? — Л.Т.). Производство будет набирать обороты, а Великий Новгород — развивать бренд «Родина России» для привлечения туристов.

Есть в Стратегии и раздел про комфортную среду, благо что сейчас идет федеральная программа благоустройства дворов и общественных территорий. Сергей Пенязь сообщил, что из-за дефицита земельных участков не исключена реновация района Шабровки (за универмагом «Русь») и улицы Хутынская. Однако рассчитывать на это можно только при наличии грамотной градостроительной политики и денег в бюджете. Не так ли? Пока ни того, ни другого не имеется. Стратегический ход областного центра — агломерация с Новгородским районом. И это практически демонстрация политической воли мэрии... А вот строки про необходимость строительства улиц Космонавтов, 8 Марта, Колмовской набережной и прочих дорожных объектов давно уже стали благими пожеланиями, переходящими из года в год в план по строительству дорог.

Тон на обсуждении задавали депутаты

Каким видит мэрия город через 13 лет, пришедшие не услышали, потому что ожидаемая миссия развития отсутствует и в текстовом варианте Стратегии. Зато в ней детально прописаны предполагаемые планы комитетов, допустим, по росту числа посещающих спортивные учреждения, сокращения преступлений и... отключений воды. Названы три этапа на пути к будущему — до 2020 года, до 2023-го и до 2030 года. Какие реперные достижения ожидаются в каждом из них — можно только догадываться. Собственно, «генеральная цель дальнейшего развития Великого Новгорода — комплексное социально-экономическое развитие, ориентированное на потребности человека». А оценивать достижение этой цели «можно будет по следующим индикаторам: увеличение численности населения, рост заработной платы, увеличение продолжительности жизни, омоложение населения». Это и есть Стратегия, вызывающая прилив сил и энтузиазма у городского сообщества?

Мы не село Степанчиково!

У немногочисленных горожан, пришедших на обсуждение, энтузиазма тоже не возникло. Решили высказаться более 10 человек, в том числе и три городских депутата.

Вице-спикер Думы Великого Новгорода Константин ДЕМИДОВ, собиравшийся, по его словам, «обрушиться с критикой», не стал этого делать: все же наличие Стратегии позволяет городу участвовать в федеральных программах. Тем более что появился повод подвести итоги и «определить направления движения вперед». А движется город, по мнению вице-спикера, «в правильном направлении»: статистика свидетельствует о росте средней зарплаты и промышленности, увеличивается численность жителей. Но тут же Константин Демидов подметил, что, несмотря на то, что новгородцев стало больше, доля занятых уменьшилась. Также, считает депутат, город перестал быть удобным для горожан: новостройки не всегда предполагают инфраструктуру. Да и пригород представляет собой не вполне приглядное зрелище. «Я считаю, что эту проблему мы должны обязательно отразить в Стратегии. Необходимо развивать малоэтажное строительство. Но это невозможно сделать без присоединения земель Новгородского района», — заявил вице-спикер.

А городской депутат Елена МИХАЙЛОВА посетовала, что в Стратегии неясен «образ будущего» древнего города. Также она раскритиковала раздел о развитии общественного транспорта и обратила внимание на проблему чрезмерной транспортной нагрузки города. Кроме того, по ее словам, стоит привязать этапы реализации Стратегии к срокам полномочий Думы и мэра, чтобы контроль за реализацией планов был более эффективный.

Другой депутат, Илья ДОВГИЙ, заострил внимание на парковках, безопасности пешеходов и городской экологии. Член Общественной палаты Инесса ЗАРАКОВСКАЯ была удивлена, что город не привлек к разработке столь серьезного документа специалистов-урбанистов, потому что в итоге документ достоин Рогавки или села Степанчиково. По мнению Инессы Зараковской, в Стратегии совершенно нет акцента на том, что город — исторический, знаковый для России.

Общественница Ксения СЕРГЕЕВА высказала несколько претензий, в том числе об отсутствии намерений города вернуть себе полномочия по общественному транспорту.

Председатель общественной организации «Собрание коренных новгородцев» Анна ЧЕРЕПАНОВА была разочарована. Во-первых, документ не обсуждался с Общественным советом при мэрии. И вообще ни с кем не обсуждался. «Это формальный документ, сделанный стахановскими методами только для участия в федеральных программах», — резюмировала она.

Так или иначе, но теперь решать Думе Великого Новгорода — одобрить Стратегию в таком виде или отклонить. Отрадно, что есть строчка в Стратегии про необходимость перехода от отраслевого к проектному управлению. Но возможно ли это при таком-то качестве ее подготовки?

Фото duma.nov.ru