Пятница, 22 ноября 2024

Редакция

Домик у погоста

За этим забором идёт стройка

В Великом Новгороде назревает очередной строительный скандал. Теперь в центре внимания — территория возле Петровского кладбища

Стройку огораживает аккуратный забор. На нем, как положено, паспорт объекта с информацией о том, что здесь должны появиться многоквартирные жилые дома, и красочной картинкой будущего благополучия. Современный ухоженный микрорайон, много зелени, довольные жители. Вот только всё это может так и остаться мечтой.

В конце 2017 года — 28 декабря — Министерство юстиции зарегистрировало распоряжение Министерства культуры, утверждающее границы охранной зоны церкви Петра и Павла. Она как раз находится на Петровском кладбище. Территория стройки также оказалась в границах охранной зоны. При этом у компании, ведущей здесь работы, на руках все необходимые разрешительные документы. Как так вышло? Давайте разбираться.

Тихой сапой

Церковь Петра и Павла — один из немногих сохранившихся до наших дней памятников домонгольского периода. Построена она была в 1185 году. В 1992 году ее включили в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Согласно Генеральному плану Великого Новгорода от 2009 года, территория вокруг церкви относилась к зоне охраняемого ландшафта, и любое строительство здесь было запрещено.

В 2015 году в Москве разработали проект охранной зоны церкви. Позже он прошел историко-культурную экспертизу и был направлен на утверждение в Министерство культуры. Тем временем городские власти перевели территорию рядом с церковью в статус жилой зоны. Нашелся и застройщик, готовый возвести здесь дома, — компания «Возрождение». В 2016 году мэрия выдала ему разрешение на строительство 20 четырехэтажных зданий как раз напротив кладбища.

Церковь Петра и Павла — один из немногих памятников домонгольского периода

— Все это делалось тихой сапой, в обход нас, — вспоминает председатель Новгородского общества любителей древности, кандидат исторических наук Сергей ТРОЯНОВСКИЙ. — В ноябре 2017 года на месте будущей стройки появились забор, строительные вагончики. Чуть позже на заседании правления НОЛД мы решили официально обратиться в управление государственной охраны культурного наследия Новгородской области, запросить информацию о том, что происходит. Тогда мы не стали привлекать внимание СМИ, хотели просто разобраться в ситуации. Спустя две недели нам пришел ответ, что наше письмо передано в Министерство культуры. Проект охранной зоны церкви Петра и Павла был утвержден в том числе благодаря этому.

В НОЛД считают, что стройка является незаконной, а мэрия, выдавая разрешение, превысила свои полномочия. Здесь уверены: чтобы у новгородцев и гостей города была возможность в полной мере оценить уникальность церкви, её окружение должно остаться прежним.

От себя добавлю, что даже сейчас полюбоваться храмом сложно из-за строительных лесов. Реконструкция началась давным-давно, и конца ей не видно. Официального собственника у церкви, по данным НОЛД, пока нет. Еще в 2012 году «НВ» писали о том, что здание в любой момент может обрушиться. С тех пор ничего не изменилось к лучшему.

«Всё закончится судами»

Что теперь делать застройщику, непонятно. 12 декабря в охранной зоне работала техника, экскаватор рыл котлован под фундамент будущего дома. Вообще, «Возрождение» во всей этой истории выглядит скорее пострадавшей стороной. Разрешение на строительство компания честно получила. Возможно, получила от властей города и уверения в том, что все будет в порядке. Да что там — мы все их слышали. В конце декабря, когда мэр Великого Новгорода Юрий БОБРЫШЕВ проводил пресс-конференцию для журналистов, кто-то поинтересовался у него, насколько законна стройка рядом с кладбищем.

— Если соблюдать нормы, соблюдать уровень высоты и так далее, почему и нет? Это мое мнение, — ответил градоначальник.

Он также подчеркнул: оснований отказать застройщику у мэрии не было, так как «Возрождение» представило все документы, необходимые, чтобы получить разрешение. «То, что Минкульт потом установил охранные зоны сам, не спросив ни город, ни область, — этот вопрос очень спорный. Наверное, все закончится судами», — добавил Юрий Бобрышев.

 С помощью квадрокоптера «Новгородское областное телевидение» получило кадры с места работ

Общественники надеются на вмешательство силовых структур. Между тем, как сообщили в пресс-службе областной прокуратуры, проверку можно начать только по обращениям граждан. Пока же никто из новгородцев не жаловался на стройку около Петровского кладбища.

Дела давно минувших дней

Вообще, конфликты, связанные со строительством, в Великом Новгороде и окрестностях возникают не в первый раз. Стоит вспомнить хотя бы многострадальный ТРЦ «Мармелад». На протяжении долгого времени никто не мог с уверенностью сказать, откроет ли он свои двери для покупателей. Как и в случае с территорией у церкви Петра и Павла, мэрия дала разрешение на строительство. Однако прокуратура увидела в действиях муниципалитета нарушение законодательства и велела прекратить все работы на объекте. Разрешение быстро отозвали, но, несмотря на это, застройщик продолжал возводить «Мармелад». Пришлось прокуратуре снова вмешиваться. В итоге инвестор все-таки получил «правильные» документы. Работа возобновилась. В декабре 2015 года ТРЦ принял посетителей.

Ситуация с Варлаамо-Хутынским монастырем развивалась точно по той же схеме, что и нынешнее противостояние. С одним отличием: разрешения строить выдавал не Новгород, а Новгородский район. В остальном все было так же. Имелся проект охранных зон, разработанный еще в 2010 году, но до определенного момента он почему-то никого не смущал. Граждане покупали земельные участки рядом с монастырем, кто-то строился, кто-то только собирался. Позже выяснилось, что на большинстве участков дома возводить можно, но на некоторых — все-таки нельзя. В результате имеем то, что имеем: ряд зданий, никак не сочетающихся между собой, и пустоты между ними.

До Хутыни был Юрьев монастырь. И тот же вопрос: если проект охранных зон не утвержден, можно ли строить? Тогда чиновники тоже отвечали на него утвердительно. Прошло шесть лет, позиция властей не изменилась.

* * *

Казалось бы, все памятники Новгорода давно наперечёт. Почему бы не договориться раз и навсегда тем, кто за развитие территорий, и тем, кто за сохранение исторического облика? Да и есть ли в этих позициях противоречия.

КОММЕНТАРИЙ

Сергей ТРОЯНОВСКИЙ, председатель Новгородского общества любителей древности:

— Территорию рядом с церковью Петра и Павла мы точно не сдадим. Если надо будет выйти на пикет, на протестную акцию, НОЛД к этому готово. Иначе мы рискуем потерять это место по той же схеме, по которой потеряли Хутынский монастырь. Рядом с ним разрешили строительство коттеджей, нарушившее исторически сложившийся ландшафт.

«НВ» попытались связаться с председателем комитета архитектуры и градостроительства Великого Новгорода Евгением Жилиным, чтобы получить комментарий по поводу ситуации с застройкой возле церкви Петра и Павла. Однако и в понедельник, 15 января, и на следующий день телефон, указанный на сайте городской администрации, не отвечал. Не удалось дозвониться и в пресс-центр мэрии.

Фото Владимира Малыгина, из архива НТ