Понедельник, 23 декабря 2024

Игорь Свинцов

Жизнь после пандемии

Андрей НИКИТИН: «Все наши обязательства будут реализованы».

Фото: novreg.ru

О том, почему область не намерена сбавлять темпы несмотря на новую реальность, рассказал «НВ» губернатор Андрей НИКИТИН 

Если первый вопрос, который волнует абсолютно всех, — «Когда всё это кончится?», то второй наверняка такой: «А что будет, когда всё это кончится?». Некоторые региональные депутаты уже впрямую призывают исполнительную власть провести секвестирование бюджета региона. Что об этом думает высшее должностное лицо Новгородской области, мы узнали у него самого. 

— Андрей Сергеевич, борьба с пандемией, устранение её экономических и социальных последствий, несомненно, повлияют на бюджет нашего региона. Как он изменится и что будет с реализацией планов, изначально намеченных на этот год?

— Все социальные программы мы постараемся сохранить. Строительство всех объектов, которые были у нас запланированы на этот год, мы будем продолжать. Пока непонятно, как быстро будет восстанавливаться наша экономика, и поэтому прогнозировать объём дефицита бюджета ещё рано. 

— Людей сегодня интересует, что будет с финансированием программ по благоустройству территорий, дорожным строительством?

— Бюджет на строительство и ремонт дорог у нас растёт из года в год, и нынешний — не исключение. И он в полном объёме будет реализован. Это касается и региональных дорог, и субсидий муниципалитетам, и таких проектов, как «Дорога к дому», и программ Великого Новгорода, в частности — ремонта Колмовского моста. Все сохраняется в полном объёме. Что касается программы поддержки местных инициатив. Знаю, например, что столичные регионы в условиях пандемии планируют сокращать свои программы по благоустройству. Но вот когда мы доживём до уровня благоустройства этих регионов, может быть, тогда тоже начнём что-нибудь сокращать. А пока у нас имеется огромное количество неблагоустроенных поселений, считаю это невозможным. И Великому Новгороду необходимо строительство новой набережной, тем более что на неё выделены федеральные средства. И если мы сейчас от них откажемся, второй раз эти деньги уже не получим. Поэтому объём этих работ не уменьшится и будет полностью реализован. 

— Как и строительство новых школ и детских садов?

— Сегодня строятся две новые школы — в Боровичах и в Малой Вишере. В следующем году они должны принять учеников. Проблема по отставанию в строительстве детских садов начала решаться. Объекты в деревне Мойка Батецкого района и Окуловке находятся на финальной отделочной стадии. В Великом Новгороде городские власти решают проблему с привлечением новых подрядчиков. Также началось строительство детских садов в Малой Вишере и Новгородском районе — там не видим каких-то особых проблем. 

Некоторые подрядчики низкие темпы работ пытаются оправдать ситуацией с коронавирусом. В чём-то это действительно так. Предприятия в других регионах вынуждены приостановить производство необходимого оборудования, металлоконструкций. Но даже если какое-то отставание будет, оно не станет критичным. Мы за этим будем строго следить.

— Сроки сдачи в эксплуатацию детских садов в Великом Новгороде остаются прежними?

— Срок — этот год. Это прямое обязательство мэра перед горожанами, перед полпредством, передо мной. Я рассчитываю, что администрация Великого Новгорода своё слово сдержит. Возможность у неё такая на сегодняшний день есть. 

— Кроме новых образовательных учреждений, есть ещё важные социальные объекты в стадии строительства?

— В этом году будет закончена станция дополнительной очистки воды в Старой Руссе. Началось строительство такой же станции в Сольцах. Она будет сдана в следующем году. В 2020-м началась реконструкция очистных сооружений в Великом Новгороде. Это часть плана по улучшению качества воды в реке Волхов, которая используется для подачи населению. Он не только позволит улучшить качество водоснабжения в городе, но и прекратит заиливание гребного канала, что даст возможность его очистить и использовать по прямому назначению. Это — наша стратегия, проект большой и серьёзный, который мы разработали еще в 2017 году.

— И всё же налоговые поступления в этом году из-за пандемии сократятся, а осенью уже предстоит планирование бюджета на 2021-й. 

— Президент России чётко сказал, что региональным бюджетам будет оказана федеральная поддержка. В каком объёме — мы на сегодняшний день не знаем. Возможно, на регион вырастет кредитная нагрузка. Но мы три года последовательно сокращали наши задолженности, и это даёт нам определённый запас прочности. Ещё раз повторю: если бы в Новгородской области были решены все проблемы, такие, как качество и доступность медицины и образования, социальной сферы и т.д., то, наверное, можно было бы пойти по пути секвестирования каких-то расходов. Но я не считаю себя вправе говорить новгородцам: подождите ещё лет пять, мы тут сбалансируем финансы, а потом начнём что-то нужное делать. Это — моя совместная с областной Думой работа и задача. Будем искать резервы, просить федеральной поддержки. Но при этом я исхожу из того, чтобы наши антикризисные действия в минимальной степени сказались на благополучии жителей Новгородской области.

— Сейчас в области активно ведутся сельскохозяйственные работы. Государственная поддержка этому сектору экономики очень существенна. Сохранится ли она? 

— Да, сохранится. И я могу только поблагодарить федеральное Министерство сельского хозяйства за все те льготы и формы поддержки, которые они предлагают. Они разумны и обоснованны, ими легко пользоваться. Мы рассчитываем, например, что и в области экологии, где до сих пор не выработаны меры и принципы поддержки региональных операторов ТБО, логика будет похожая. И об этом я просил председателя Правительства России, когда он приезжал в Великий Новгород.

— Повлияет ли пандемия на саму структуру экономики Новгородской области?

— Наш внутренний рынок очень невелик. Новгородская экономика, условно говоря, экспортно ориентированная изначально. Под словом «экспорт» я подразумеваю «за пределы региона». Поэтому все наши производства изначально стараются думать, куда они будут продавать свою продукцию. У нас был совместный проект с российским экспортным центром для малого бизнеса, связанный с торговлей на мировых электронных площадках, таких, как eBay и Alibaba. И отклик на него в нашем регионе был выше, чем в среднем по стране. Потому что огромному числу новгородских предпринимателей интересно продавать свою продукцию по всему миру. Я думаю, эта тенденция однозначно будет усиливаться. 

— На прежние экономические рельсы мы в этом году встанем?

— Надеюсь, где-то к четвёртому кварталу выйдем. Я думаю, что все решения, которые мы принимали последние три года по развитию экономики, были верными и помогут нам в дальнейшем достаточно быстро справиться с последствиями этой эпидемии. Мы — не экономические лидеры в объёмах, но что касается темпов развития и роста, уверенно находимся в первой 20–30-ке. Мы просто обязаны двигаться чуть быстрее, чем все остальные, после этой ситуации.