Воскресенье, 19 мая 2024

Игорь Свинцов

Со статусом «народный»

Юрий Бобрышев: «Людям могут понравиться слова, но оценивать они будут по делам».

Фото: пресс-службы Новгородской областной Думы

В чём состоит главный закон для тех, кто сам пишет законы

Сегодня Новгородская областная Дума отмечает своё 30-летие. Законодательный орган нашего региона прошёл долгий и непростой путь от своего создания до авторитетной и эффективной ветви власти.

За эти десятилетия изменилось и само отношение людей к тем, кому они вручают свой мандат на депутатство. О временах и народных избранниках — в эксклюзивном интервью для «НВ» с председателем Новгородской областной Думы седьмого созыва Юрием БОБРЫШЕВЫМ.

Юрий Иванович, оглядываясь на 30-летнюю работу регионального парламента, как вы определите его путь или этапы пути?

— Я вижу как минимум четыре этапа. Первый, конечно, становление — самый сложный. Прежнее государство разрушилось, органов управления как таковых практически не существовало. Стихийное, переходное время было. Советской системы советов депутатов уже не существовало — от районной до областной. А она была продумана, людей случайных, безграмотных или популистов там не было. Я несколько созывов был депутатом горсовета и могу это подтвердить. Сформированные в новой России советы депутатов ничего общего с прежними не имели. Я помню их заседания в Доме Советов: 150 человек орут друг на друга, каждый хочет высказаться, а как до принятия конкретного решения, за которое отвечать надо, — тишина. Так, кстати, было с вопросом об отношении к ГКЧП. Решение принимали несколько человек, не поддержали в итоге. Угадали. 

Дальше, слава Богу, последовало решение о том, что надо всё-таки воссоздать законодательные органы власти в регионах. А ни положений, ни документов — ничего нет. Хорошо, что в первую Новгородскую областную Думу пришли люди с опытом, главным образом — хозяйственным. Поэтому там было много глав районов, директоров крупных предприятий. Первым председателем Думы стал Анатолий Александрович Бойцев — тоже глава района. И им удалось создать первоначальную законодательную базу: были приняты устав области, первый бюджет, регламентирующие положения. Всего за три года своего существования первая Дума свою задачу решила.

А потом начался второй этап. Я бы его назвал экономическим. Как область живёт? Что делать дальше? Нужны рабочие места, зарплаты. А денег нет. Прежняя структура промышленности рухнула, кооперация развалилась. Надо отдать должное первому губернатору Михаилу Михайловичу Прусаку, который сделал ставку на привлечение инвестиций. Сейчас это привычное дело, а тогда мало кто в этом понимал. С кем, как, на каких условиях? И мы приняли решение освободить инвестиционные проекты от местных налогов до момента окупаемости. Экономика начала оживать, и бюджет это почувствовал. В нашей области, одной из немногих в России, не задерживалась выплата пенсий. Были и ошибки — куда без них? Но вот эта плотная совместная работа исполнительной и законодательной власти дала нужный результат.

А третий этап по исторической аналогии я бы назвал брежневским. Спокойным, с элементами стабильности. Когда мы в России стали понимать, что никому не нужны, и пришло осознание, что самим надо возрождать свою экономику, в том числе оборонку, социальную систему.

Четвёртый этап связан с приходом нового губернатора — Андрея Сергеевича Никитина. Тут просматривается аналогия со вторым этапом — мы оказались в новых реалиях: пандемия, санкции, СВО. Но в то же время — бурное развитие экономики. За пять лет бюджет области увеличился в два раза. Развиваются новые отрасли, наука. Великий Новгород — город-университет, родина российской государственности. А какой скачок в благоустройстве всего региона! Это — будущее. Есть общая работа и никаких скандалов.

Так что же вы считаете главной заслугой Новгородской областной Думы на разных этапах её деятельности? 

— Что у всех хватило ума не мериться, кто круче и кто главнее. Находить взаимопонимание, договариваться. У нас очень удачно всё сошлось, и вот это, на мой взгляд, главное. 

Какими качествами всё-таки должен обладать депутат? 

— Это хороший вопрос. Мне часто его задавали. Каждый раз отвечал примерно одинаково — быть грамотным. Но сейчас убеждён, что депутат должен быть новгородцем. По закону им может стать любой житель нашей страны, и у нас были примеры иногородних депутатов областной Думы. Но, видимо, их больше интересовал статус, а не наш регион. После получения мандата мы не часто их видели. И, конечно, депутатом должен быть хорошо образованный человек с большим жизненным опытом. Человеческие качества тоже важны. 

Есть вопрос и о них. Популизм — это временная мода, этап взросления или неотъемлемая часть образа народного избранника?

— Я бы разделял популизм и популярность. Это совсем разные вещи. Популисты попадают к нам случайно и один раз. Люди их потом не переизбирают. Можно, конечно, на митингах кричать о повышении пенсий, зарплат — да кто против? Вы скажите, как. Людям могут понравиться слова, но оценивать они будут по делам. Так что популизм и популярность — это разные вещи.

Кстати, о популярности. Кого вы могли бы привести в пример как настоящего депутата?

— Анатолия Александровича Бойцева — председателя областной Думы первых четырёх созывов. Его всегда избирали без всяких условностей. Знали, что он человек грамотный, коммуникабельный — умел найти подход к каждому депутату и выстраивать рабочие взаимоотношения с первыми лицами исполнительной власти. В важных вопросах он всегда советовался с активом Думы. И решения принимались, я бы сказал, взвешенные. У Бойцева всегда хватало выдержки, он независимый, не карьерист. И очень по-человечески внимательный к людям. 

На ваш взгляд, за эти 30 лет менялись отношения, взаимодействие между депутатами и избирателями? 

— Конечно. Сама ситуация в стране, обстановка в области менялись. Помните, в самом начале, чтобы выборам легитимность придать, мы устанавливали порог явки? А люди голосовать не приходили. Низкая явка срывала выборы. Вспомните голосование «против всех». У нас были такие округа, где «против всех» голосовало больше, чем за любого другого кандидата. Сама обстановка диктует отношения между депутатами и избирателями. Но так на первых порах было. Сейчас, мне кажется, люди стали охотнее идти на выборы. Этому способствует и консолидация общества из-за обстановки в стране и мире. И главное: люди видят изменения, которые происходят, у них меняется отношение к выборному процессу.

А процесс законотворчества меняется со временем? 

— А он обязан меняться, потому что задачи разные ставятся. Он в чём-то похож на процесс организации производства. Есть цели и текущие задачи. Законотворчество всегда безусловно подчиняется и экономической, и политической ситуации в стране и регионе. Мы обеспечиваем возможность правительству принимать необходимые решения.

А в чем, собственно, секрет депутатского долгожительства? 

— От человека зависит. У меня это уже четвёртый созыв, и есть достаточно большой жизненный опыт и опыт работы в исполнительной власти. С философией мелкого лавочника политическим долгожителем не станешь. Делать не для себя — для людей, для области, для страны. Например, я с удовольствием всегда вспоминаю, что построил школу в Федорково Парфинского района. Я был депутатом областной Думы, меня попросил губернатор: помоги построить школу. Меня даже многие осуждали: «Делать тебе нечего». Но приезжаю каждый раз, смотрю: хорошая двухэтажная школа. А многие депутаты сегодняшней Думы не вылезают из Донбасса: постоянно ездят, помогают, причем не афишируют это. Кто-то постоянно участвует в благоустройстве наших городов и посёлков. Мы в Думе никому не дадим работать только на себя. Не делить по партийности, не работать на камеры. Мы работаем на новгородцев.

Теги: областная Дума, Юрий Бобрышев, политика, Новгородская область