Пятница, 22 ноября 2024

Редакция

Детские вопросы

{thumbimage 150px 1}обсуждались на расширенной коллегии комитета образования, науки и молодёжной политики Новгородской области. Детские, но очень серьёзные...
Подобные мероприятия проходят ежегодно в преддверии 1 сентября, Дня знаний. И темы, поднимаемые на них, как правило, одни и те же - система образования в регионе в разрезе всех ее уровней, материально-техническая база учреждений.
Уделяется также внимание соответствию детских садов, школ, училищ и колледжей санитарным и противопожарным требованиям. Нынешняя коллегия  в общем и целом  мало чем отличалась от предыдущих.  Но все же были в ходе нее озвучены и новые проекты, и неоднозначные моменты в выступлениях и обсуждениях возникали. Их «НВ» и предлагают вашему вниманию.
Натуральные величины
1 сентября свои двери распахнут 579 образовательных учреждений области. Из них школ - 217, детских садов - 257. 4200 педагогов готовятся начать учить армию из 54 000 ребятишек. В первый раз в первый класс пойдут нынче 6178 семилеток.
Губернатор Сергей МИТИН отметил: «Чтобы все эти учреждения нормально функционировали, а воспитанники и учащиеся чувствовали себя в учебных заведениях комфортно, нужны не пустые разговоры о повышении уровня услуг, а реальные вложения. Новгородская область инвестирует в образование 21% расходной части консолидированного бюджета. В абсолютных цифрах это 5,6 млн. рублей. Ни одна другая социально ориентированная отрасль региона не имеет такой бюджетной поддержки».
Понятно, что сами образовательные организации не должны быть иждивенцами. По словам председателя комитета образования, науки и молодежной политики Новгородской области Анатолия ОСИПОВА, за последние три года на местах проведена большая работа по снижению доли неэффективных расходов. В результате они сократились в целом по региону с 15,84% в 2009 году до 7,38% в 2010-м. К концу этого года планируется еще уменьшить траты «не по существу» на 30 млн. рублей, которые, к слову, будут направлены на повышение зарплат педагогам.
И еще про оплату труда. С сентября возможность получать больше появится как у педагогов школ, в рамках реализации федерального проекта модернизации, так и у воспитателей дошкольных учреждений, на повышение зарплат которых предусмотрены дополнительные средства в региональном бюджете - 53,4 млн. рублей.
Мне сверху видно всё...
Готовность учреждений к новому учебному году проверяется ежегодно. Но легче от этого руководителям школ, садов и училищ не становится - очень часто и кардинально меняются требования к состоянию помещений. По признанию Анатолия Осипова, полностью соответствуют всем современным требованиям лишь половина учебных заведений региона. По подсчетам экономистов, чтобы материально-техническую базу учреждений образования привести в норму, необходимо около 4 млрд. рублей.
В настоящее время полным ходом идут проверки в школах и детских садах.  Из всех проинспектированных учреждений девять не готовы к началу учебного года. Несмотря на то, что сейчас во всех, за исключением пяти, учреждениях установлена автоматическая пожарная сигнализация, нерешенных вопросов еще много. Так, по словам главного государственного инспектора Новгородской области по пожарному надзору Алексея КУПИНА, большие нарушения имеют место быть в Пестовском (три учреждения), Крестецком (два учреждения), Боровичском (два учреждения), Любытинском (одно заведение) районах. А по одному из объектов в Шимском районе в судебном порядке решается вопрос о приостановке деятельности.
Представитель УМВД России по Новгородской области Александр ЩЕГЛОВ заострил внимание на теме экстренного вызова сотрудников правопорядка в учебные заведения в случае необходимости. По его словам, 63% учреждений не имеют кнопки вызова полиции по причине дорогостоящей установки оборудования - 15 тыс. рублей. Но в то же самое время сейчас есть возможность у школ, детских садов и училищ путем мобильного телефона, причем не важно, какой оператор связи, также производить вызов наряда. В этом случае устанавливать оборудование не нужно, а за обслуживание объекта вневедомственная охрана в месяц будет взимать всего 1,2 тыс. рублей. Предложение хорошее. Только вот почему-то у собравшихся на коллегии оно не вызвало никакой реакции.
Любит - не любит
Самая спорная и неоднозначная тема последних лет - уровень удовлетворенности населения качеством образовательных услуг. Говорили об этом и на коллегии.
Как известно, Новгородская область на протяжении многих лет по собственной инициативе проводит такой мониторинг. Но вот беда: наши данные сильно разнятся, и не в пользу региона, с результатами подобного ежегодного федерального исследования. Получается, что средства в отрасль вкладываются огромные, вводится много новаций, а родители из года в год ставят новгородскому образованию «посредственно».
Дабы разобраться в причинах этого, опрос 2011 года составлялся с целью получить информацию о том, как мамы и папы, во-первых, оценивают работу муниципальных органов власти по учебной сфере и, во-вторых, насколько довольны родители детскими садами, школами, домами творчества.
Анализ данных показал, что только треть опрошенных положительно отзываются о системе образования своих районов. Ниже среднего показатель удовлетворенности качеством в 11 муниципалитетах, среди которых Великий Новгород, Окуловский, Хвойнинский, Боровичский, Маловишерский районы. Хуже всего отзываются об общем школьном и дополнительном образовании в Любытинском муниципалитете, о дошкольном - в Шимском.
Назвали родители и причины: плохой уровень преподавания, равнодушие к учащимся, холод в детских садах, отсутствие индивидуального подхода к ребятам, неудовлетворительное материально-техническое состояние организаций, преобладание пожилых учителей, не понимающих подростков, поборы на нужды учреждений, трудности с подвозом учащихся до школ.
В сборнике «Образование в Новгородской области: эффекты развития и стратегия модернизации», выпущенном специально к коллегии, в заключение раздела о мониторинге делается вывод: «Обновление организационно-экономических механизмов на всех уровнях системы образования обеспечит ее соответствие перспективным тенденциям экономического развития региона и общественным потребностям жителей, повысит практическую ориентацию отрасли, ее инвестиционную привлекательность». Красиво сказано. Но только непонятно, как это заключение поможет сделать так, чтобы и дети, и взрослые шли в школы и детские сады с радостью.
В открытом доступе
Однако трудности наш регион никогда не останавливали. Главное, чтобы была конкретная цель. В частности, надо улучшать условия обучения детей-инвалидов. Метод решения проблемы есть: уже третий год Новгородская область в рамках федеральной целевой программы обеспечивает ребятишек с проблемами здоровья техникой, позволяющей учиться дистанционно, не выходя из дома. И как стало известно «НВ», в настоящее время идут последние согласования в Министерстве образования и науки РФ на предмет участия Новгородчины в еще одном проекте, направленном на общедоступность среды учебных заведений. Стартует эта пилотная программа в сентябре 2011 года, и участие в ней готовы принять 36 регионов, включая наш.
- Принята государственная программа «Доступная среда на 2011-2015 годы», нацеленная на то, чтобы безбарьерным и доступным для людей с ограниченными возможностями сделать любое социально значимое учреждение страны, - говорит первый заместитель председателя областного комитета образования, науки и молодежной политики Елена СЕРГЕЕВА. -  В ней прописаны задачи для каждой отрасли. Образование - не исключение. И сейчас начинается первый этап, пока только в отдельных субъектах Федерации, по переоборудованию школ под нужды инвалидов.
Девять школ региона, получив средства из федерального, областного и муниципального бюджетов, приступят к реконструкции зданий и закупке оборудования и техники, необходимой для успешной учебы ребятишек, имеющих проблемы со здоровьем. По словам Елены Сергеевой, предполагается, что в 2011 году школы - участницы программы получат по 2 млн. рублей каждая.  Первое, что они должны будут сделать, - оборудовать пандусы и увеличить дверные проемы под инвалидные коляски. Кроме того, необходимо социально важные школьные подразделения - столовую, спортивный зал, библиотеку - переместить на первый этаж.
- Школа обязана быть открытой для всех. То есть прийти или приехать  сюда должны иметь возможность не только дети-инвалиды, но и взрослые люди с проблемами здоровья, - резюмирует Елена Сергеева.
За пять лет действия проекта количество его участников в нашей области должно значительно вырасти. Разработчик государственной программы «Доступная среда», Министерство здравоохранения и социального развития РФ, планирует, что к концу 2015 года каждая пятая школа страны станет открытой и доступной для всех детей, вне зависимости  от состояния их здоровья.
Людмила ДАНИЛКИНА
Владимир БОГДАНОВ (фото)