Воскресенье, 22 декабря 2024

Василий Дубовский

Место силы

Знакомство с новгородской экономикой началось с трубичинского огурца.

Фото: Владимира Транина/из архива «НВ»

Без малого четверть века назад Владимир ПУТИН совершил первый официальный визит на родину России

Был благодатный, но непростой для России (по крайней мере, в её новейшей истории) месяц август 1999 года.

5 августа президент Ельцин предложил директору ФСБ Путину возглавить Правительство с перспективой в дальнейшем занять и первый пост в государстве.

7 августа две тысячи головорезов Басаева и Хаттаба вторглись в Дагестан, сделав неизбежной Вторую чеченскую войну.

16-го числа Госдума утвердила нового премьер-министра.

20-го числа он приехал в Великий Новгород.

Отвечая на вопросы журналистов, Председатель Правительства РФ объяснил свой новгородский маршрут тем, что рабочий визит был запланирован ещё его предшественником Сергеем Степашиным, он не видел смысла отменять эту поездку.

«Но получилось символически, — согласился Владимир Владимирович, — первый визит на исконно русские земли, поклониться Великому Новгороду».

Великий Новгород стал одним из самых посещаемых Президентом страны мест. В сентябре прошлого года он побывал здесь уже в одиннадцатый раз, если считать вместе с визитами, совершёнными в качестве премьер-министра. Это уже целая дорожная история — от погружения в глубь веков (Президент спускался в раскоп к археологам) до взлёта современной научно-технической мысли (Владимир Путин встречался с участниками Чемпионата высоких технологий).

«НВ» начинают цикл публикаций, в которых мы вспомним об этих визитах и связанных с ними событиях.

А не рано?

Итак, 20 августа 1999 года. Судя по репортажам, а из региональных СМИ к освещению были привлечены «Славия» и «НВ», новый премьер-министр взял с места в карьер. Сломал принимающей стороне традиционный сценарий, проигнорировав песни и угощение: «С утра пораньше, что ли?» Но охотно пошёл в трубичинские теплицы, где не отказался от огурчика (доказательство тому — фото на 1-й полосе «НВ» от 21 августа 1999 года). К овощеводам отнёсся благосклонно, пообещав господдержку в сумме 7 миллионов рублей на реконструкцию.

Побывал он тогда и на «Акроне» — 40% промышленной продукции области на то время. Сами понимаете.

К визиту главы Правительства администрация области подготовила приличный список просьб, в особенности по сельскому хозяйству. Например, 78,5 миллиона рублей было запрошено в качестве финансовой помощи в связи с засухой.

Очень рассчитывали новгородцы и на федеральную поддержку в строительстве онкоцентра, так нужного региону.

«Мы готовы дать деньги, — сказал Владимир Путин, — но только после того, как будет понимание вашей дальнейшей программы строительства».

В «переводе» это могло означать: просто так закапывать миллионы не позволим. Премьер-министр был не удовлетворён задержками в строительстве, неэффективностью вложений и незначительностью финансовой доли областного бюджета.

В телерепортаже о визите прозвучало, что Путин «на многих произвёл впечатление предельно деловой манерой разговора и конкретными ответами на поставленные вопросы». Чем заметно отличался от некоторых предыдущих высоких гостей, демонстрировавших то своё величие, то норковую шубу комсомольских времён, то горячее желание жить по-новому.

Теперь же чиновники должны были укрепиться в мысли, что при преемнике придётся действительно жить как-то по-новому. Знать бы ещё как…

Другая эпоха

А потом было единственное и неповторимое 31 декабря 1999 года, когда «дорогие россияне» до боя курантов услышали обращения сразу двух глав государства — покидающего свой пост и принимающего бразды правления. Знаменитое ельцинское «Я устал, я ухожу». Как ни относись к трудам Бориса Николаевича, а он очень преуспел в сломе советского наследия, созидание же, как известно, не являлось его сильной стороной, но вот это ельцинское «хочу попросить прощения» прозвучало по-человечески. Народ мы отходчивый.

Владимир Путин в своей первой новогодней речи заверил, что в стране «не будет вакуума власти» и что надёжно будут защищены основные свободы — слова, совести и право собственности.

Подробнее о своём видении будущего страны он сказал уже буквально за день до неожиданной передачи власти: 30 декабря в «Независимой газете» вышла его статья «Россия на рубеже тысячелетий». «Патриотизм», «державность», «государственничество», «социальная солидарность», «сильное государство» — главные путинские приоритеты. Нельзя забывать об огромной цене, заплаченной в ходе «социального эксперимента», и надо искать свой путь, не копируя «схем из западных учебников». 

Конечно, это было очень символично: новый Президент, новое тысячелетие. Началась «эпоха Путина». Ему было всего 47. Любое дело имеет начало, и служение тоже. И опять символизм – всё для будущей России началось в Великом Новгороде. Она сама здесь началась.

Очень легко, копнув программные заявления разных лет касаемо социальной повестки, спросить: там ли мы, где планировали? Но мы вроде как ещё и понимающий народ. А Чечня, Беслан, мюнхенская речь, Южная Осетия, Крым, Донбасс и, наконец, СВО? Но мы же согласны с Президентом: «Зачем нам такой мир, если там не будет России?» А ещё вспомним про кризис и пандемию — просто замечательные обстоятельства, чтобы догонять и перегонять всех по темпам прироста ВВП. И потом, тот, убежавший от нас мир, мира не хочет. Вот вам, говорит, санкции. Время продолжает испытывать на прочность и нас, и государство.

Они не понимают

Но испытания — это ещё и шанс. Во многом именно этому был посвящен визит Президента в Великий Новгород, состоявшийся 21 сентября 2022 года.

«Наши компании крупные всё привыкли покупать, — говорил Владимир Владимирович, — а сейчас, когда не продают, приходится самим придумывать. Главное, что у нас есть база, на которой можно придумывать, и это прежде всего интеллектуальная база». 

Глава государства провёл историческую параллель, напомнив, что ещё Ярослав Мудрый в Новгороде «организовал первую школу на 300 детей». А в настоящее время в Великом Новгороде создаётся передовая инженерная школа — НТШ.

«Наши недоброжелатели даже не понимают, что они сделали! — продолжал Президент. — Они вынудили нас, почивающих на лаврах минеральных ресурсов, заняться развитием своего собственного интеллектуального продукта».

Отчасти и Новгородская область могла позволить себе «почивать» — вспомним про «Акрон», снова не обойдённый вниманием Президента в ходе визита. К слову, в 2021 году группа «Акрон» произвела рекордные 8,5 миллиона тонн товарной продукции. Но в целом с минеральными ресурсами нам как-то исторически не повезло. Поэтому будем ответственными оптимистами. Ведь в свете вызовов времени ценность конечного результата возрастает необыкновенно. Для будущего не только нашего региона, но и страны. 

Потом Президент выступил на торжественном мероприятии в честь 1160-летия зарождения Российской государственности. Говорил о непрерывности нашей истории, уникальности и самоценности цивилизации и что за свою свободу, культуру и традиции «мы будем бороться».

А страна уже знала о мобилизации, объявленной в начале того дня — 21 сентября 2022 года. И вроде бы совершенно необязательно было думать, что между СВО и Новгородом с его «Тысячелетием России» для Путина есть прямая связь. Мог же и этот визит Президента быть спланированным гораздо раньше? Но вот этой своей неявной символикой он всё равно напомнил о самом первом официальном приезде Владимира Путина в Великий Новгород. Ведь всё начиналось здесь.

Теги: Великий Новгород, Владимир Путин