Пятница, 22 ноября 2024

Василий Дубовский

Многая лета

На панихиде в Успенском соборе Валдайского Иверского монастыря по убиенным террористами в Астрахани.

Фото: kremlin.ru

Как Владимир Путин стал первым после Николая II главой государства, посетившим Софийский собор 

«Убеждён, что Россия и Украина, объединив свои усилия и потенциал, займут достойное место в динамично меняющемся мире, уверенно ответят на глобальные вызовы современности». 

(Из поздравительной телеграммы, направленной Владимиром Путиным Леониду Кучме по случаю 10-летия независимости соседней державы. 23 августа 2001 года). 

Наш лидер присутствовал тогда и на торжествах в Киеве. На фото, которое можно и сегодня увидеть на сайте kremlin.ru, он рядом с польским коллегой Александром Квасьневским. 

Напоминаем об этом вовсе не для того, чтобы показать, как далеки мы от тех надежд. Намерения нашей страны, заявленные Президентом, не изменились. Хотя путь, так уж вышло, будет длиннее. 

Дело в том, что украинская тема присутствует во втором визите Владимира Путина в Великий Новгород, о котором мы сейчас собираемся рассказать. Да и в Киев он поехал едва ли не прямиком от нас — буквально на следующий день. 

В предыдущем выпуске «НВ» мы вспоминали самый первый визит Путина в Новгород в 1999 году. И вот был снова месяц август, только два года спустя. 

19 августа страну потряс теракт на рынке в Астрахани. 

20 августа Владимир Путин был на Соловках. 

21–22-го — в Великом Новгороде. 

23–го — в Киеве. 

«С чувством благодарности…»

Репортаж, вышедший в «НВ» после визита, имел длинный заголовок: «Владимир Путин приехал на денёк, но не удержался — остался на два». И как же так вышло, что он остался? 

Вспоминает митрополит Новгородский и Старорусский Лев:

— Президент тогда сначала посетил Святоозерский Богородицкий Иверский монастырь. Помолился с нами — я отслужил панихиду по убиенным в Астрахани. Осмотрел монастырь, а за трапезой сказал, что его ожидает поездка в Киев, где он встретится с президентом Украины Леонидом Кучмой. На что я заметил, что у нас похоронен отец Леонида Даниловича. «Правда?» — удивился Владимир Владимирович. «Правда», — подтвердил губернатор Михаил Прусак. И Президент тут же решил, что завтра будет в Новгороде. 

В Валдайской обители Путин подарил владыке икону Иверской Божией Матери. «Уже на обратной дороге к причалу, — рассказывалось в репортаже «НВ», — Путин обратил внимание на мужчину, обвешанного ребятишками, как гроздьями винограда. Президент подошёл к нему и спросил, сколько же у него детей. А это был паломник из Москвы, и у него четверо детей — двое своих и двое приёмных. Я, говорит, как христианин не могу обещать, что у меня не будет ещё больше детей. А вот с жилищем — тесновато… Путин обещал помочь». 

По дороге в Новгород Президент побывал в деревне Новоселицы, где расположен мемориал советских солдат, погибших, умерших от ран и болезней во время Великой Отечественной войны. Глава государства возложил венок на одну из братских могил, где покоятся останки старшего сержанта заместителя политрука 560-го отдельного сапёрного батальона Даниила Прокофьевича Кучмы. В книге почётных гостей Президент оставил запись: «С чувством благодарности за сохранение памяти героев Великой Отечественной войны и надеждой на возрождение мощи российских вооружённых сил».

Далее он посетил Свято-Юрьев монастырь, где в Георгиевском соборе прозвучала в его честь «Многая лета», затем ещё кремль и Софию. Причём собор стал дополнением к уже изменённой программе визита. Опять же Президент внял просьбе владыки. 

Директор музея-заповедника Николай Гринёв — Царствие ему Небесное — разъяснил потом журналистам символизм события: со времён Николая II ни один советский и российский руководитель не переступал порог древнейшего православного собора страны. Например, Борису Ельцину будто что-то мешало это сделать. 

Владимир Путин, вняв просьбе владыки Льва, дополнил программу визита посещением Софийского собора. Фото kremlin.ru

Без лишних слов

В официальных сообщениях этот визит Путина в Новгород и Новгородскую область назывался ознакомительным. 

— Многие почему-то думают, что приезд главы государства — это повод для просьб, — говорит владыка Лев. — И меня потом расспрашивали на эту тему. Нет, отвечал, денег я не просил. Всему своё время. Дело должно вызреть. Господь управит. А Президент — он же у нас был, всё видел. 

И действительно, по прошествии нескольких лет началась реконструкция Валдайского монастыря. 

Епископ Боровичский и Пестовский Ефрем в прошлом дважды был настоятелем Иверского монастыря. Причём так сложилась его пастырская биография, что покидал он обитель до реконструкции, а возвращался, уже когда она засияла во всей красе. Разница, конечно, была разительная. Помнит он и тот первый приезд Президента в 2001 году. В «НВ» тогда был опубликован его искренний и добрый отзыв: «Вы знаете, мне он показался настоящим русским человеком, который душой и сердцем страдает за страну и желает ей счастья». 

— Почему вам сразу так показалось? — спросим владыку Ефрема сегодня. 

— Я увидел его озабоченность делами, страной. Думаю, что ему было нелегко тогда, да и сейчас не легче. Непростая у нас страна. Да и время, как вы понимаете, тоже. 

— Что бы вы сказали Президенту, если бы представилась возможность увидеть его вновь? 

— Могу только пожелать ему помощи Божией, чтобы он был в силе справиться со всеми насущными делами и заботами. Мы всегда молимся о богохранимой стране нашей, властях и воинстве её. Как можем. Усердно. Всей душой. 

Не все изменения к лучшему видны так отчётливо, как отливающие золотом купола восстановленного монастыря.

— 1990-е годы и начало 2000-х — это время разгула сект, — напоминает митрополит Новгородский и Старорусский Лев. — Людям православным, болеющим за Отечество, тяжело было видеть такое. Просто гнетущая была атмосфера. Долго можно рассказывать об этом. Но ведь сегодня совершенно иная ситуация. И кто скажет, что это произошло само по себе? Так не бывает! Наш Президент не любит обещать. Но если что-то решит, он это сделает.

Об участии Владимира Путина в судьбе новгородских святынь у нас будет ещё возможность вспомнить и в дальнейшем. Это, в частности, и история с возвращением вывезенного испанцами во время войны купольного креста Софийского собора, и реставрация уникального храма Николы на Липне…

Пока же заметим, что в августе 2001 года Президент занимался не только духовными вопросами. Как сообщал kremlin.ru, Владимир Путин провёл встречу с губернатором Новгородской области Михаилом Прусаком, на которой обсуждались социально-экономические проблемы области, ситуация с выплатой пособий малоимущим, а также ход подготовки региона к отопительному сезону.

* * *

А вот Леонид Кучма уже давно на могилу своего отца не ездит. О его намерениях в отношении нашей страны мы знаем как минимум с 2003 года, когда была издана книга «Украина — не Россия», где нам русским языком было объяснено, что в нас не так. И сознание у нас рабское, и работать мы не умеем, и вообще бывший СССР с голодухи вымер бы, не будь на свете трудолюбивых украинцев. Что угодно может возникнуть от такой примитивной и национально озабоченной пропаганды — только не чувство кровной исторической общности или хотя бы просто отношения добрососедства. Спустя 20 лет Леонид Данилович напишет продолжение, адресованное уже сугубо украинской аудитории. Для нас сказок у него больше нет. Да нам их таких и не надо. Просто жаль, что рука дружбы, протянутая Россией в лице нашего Президента, осталась в воздухе. Но ведь две Софии по-прежнему стоят…

Теги: Великий Новгород, Владимир Путин