Новгородские мальчишки, чтобы понять, подходят ли для армии, а армия — для них, едут учиться в Школу имени Александра Невского в Солецком районе
Кадетский корпус имени Александра Невского, созданный в 2015 году, базируется в деревне Сосновка в зданиях бывшего детского дома. Там 50 мальчишек живут в течение учебного года и занимаются по программам дополнительного образования — спортивной, начальной военной подготовкой, историей Российской армии, этикой и даже бальными танцами. А вот общеобразовательные дисциплины изучают в средней школе № 1, что в райцентре.
Здравия желаем
Прозвенел звонок на урок. Спустя несколько минут из двух кабинетов раздалось громкое: «Здравия желаем, товарищ педагог!». Так приветствуют учителей кадеты.
В июне 2017-го в корпусе состоялся первый выпуск. Классный руководитель кадетского 11-го Людмила МОСКАЛЕНКО признается, что за два года прикипела душой к пацанам:
— Мы с ними переписываемся. Кто-то из юношей сейчас учится в вузах. А кто-то служит в армии. Конечно, и руководство кадетской Школы, и мы готовили и нацеливали ребят на среднеспециальные военные заведения. И большинство мальчишек через военкомат получили направления для поступления. Но в июне пришла информация, что в целом по стране не будет набора в такие учебные учреждения. Пришлось нам всем вместе искать другие варианты. И как пишут мне сейчас те, кто проходит срочную службу в вооруженных силах, они после демобилизации намерены поступать в высшие военные учебные заведения.
Нынешние же учащиеся двух мальчишеских 10 и 11 классов свой корпус привычно называют «Кадеткой». Даниил МАМЕДОВ сказал, что подробные рассказы его брата — из первого выпуска — о жизни по военному распорядку, огневой подготовке, рукопашном бое, друзьях и воспитателях помогли сделать выбор и младшему брату.
Дима БОРИСОВ признался, что тяжело дался первый месяц — скучал по родителям, непривычными были строгий распорядок, полная загруженность в течение дня. Но потом адаптировался, и сейчас такой режим уже не в тягость:
— Я только к концу 9 класса в своей прежней школе стал задумываться о будущей профессии. Пока учимся в кадетском корпусе, свои силы пробуем, примеряемся к армейскому делу. Не обязательно, что после выпуска мы все, а в классе — 25 человек, пойдем в военные училища, кто-то ведь и на гражданке останется.
А вот Иван БОГОМОЛОВ уже определился — будет поступать в Санкт-Петербургский Военный институт Войск Национальной Гвардии.
Тяга к точным наукам
Если профиль курсов дополнительного образования, занятия по которым у кадетов проходят в Сосновке во второй половине дня, — военно-спортивный, то в школе № 1 они налегают на физику и математику, без знания которых в настоящее время офицерам Российской армии точно не обойтись.
— На первые два учебных года мы принимали всех желающих. Уровень подготовки по школьным предметам у ребят был средний, поэтому и упор совместно с учителями мы делали на поступление в военные заведения среднего профессионального уровня. Летом же 2017-го впервые объявили набор в 10 кадетский класс по конкурсу, — объясняет Сергей ГРИГОРЕНКО, полковник, директор Школы имени Александра Невского. — Изначально желающих было около 80 человек. Первый этап отбора шел по среднему баллу аттестата, затем ребята писали контрольные по русскому языку и математике. Показавшие лучшие результаты и были зачислены. По итогам первых двух четвертей в общеобразовательной школе хорошистов и отличников в 10 классе — 40 процентов. Что касается дополнительной военной и спортивной подготовки, то у ребят серьезный настрой.
Классный руководитель нынешнего 11 класса Надежда ШМЕЛЕВА говорит, что кадеты самоорганизуются куда лучше сверстников из параллельных классов:
— В том, что класс мальчишеский, есть и плюсы, и минусы. С одной стороны, у этих ребят нет проблем с дисциплиной, они активны в общешкольных, районных мероприятиях. С другой стороны, мне как филологу труднее приходится на уроках литературы, потому что они за два года жизни по уставу привыкли изъясняться кратко, а ведь им сочинение предстоит писать на ЕГЭ по русскому языку, в котором требуется продемонстрировать образность мышления, выдать определенный объем текста. В общем, усиленно работаем над сочинениями.
Но в целом педагоги школы сошлись во мнении: хорошо, что кадетские классы являются частью общеобразовательного заведения.
Вместо заключения
Когда в 2015 году кадетский корпус открывался, речь шла о 100 воспитанниках. От планов увеличить контингент в учреждении не отказываются.
— Здания, которыми мы располагаем в Сосновке, — большой площади. Но требуется капитальный ремонт, — говорит Григоренко. — В Правительстве Новгородской области обещают помощь — если до конца лета удастся привести в порядок часть помещений, то сформируем еще один класс — 8-й (9-й набираться не будет, так как это выпускной класс в общеобразовательных школах — учащиеся сдают госэкзамены. — Прим. авт.).
И еще одну задачу ставит полковник. В настоящее время выпускники кадетских школ поступают в военные училища на общих основаниях — по баллам ЕГЭ, без учета их узкой направленности и мотивированности на службу в вооруженных силах. Этот вопрос руководители кадетских учреждений ставят перед Министерством обороны. И Григоренко настроен добиваться на федеральном уровне положительного решения, ведь по его словам, создавая мальчишкам условия на школьном старте их армейской карьеры, нужно открыть перед ними двери и высших военных учебных заведений.
Фото Людмилы Данилкиной, из архива Кадетской Школы