Суббота, 23 ноября 2024

Елена Кузьмина

В Борихино на ПМЖ,

Любовь Русу: «С поздней весны до осени с семи утра мы уже на ногах. Дома только ночуем»

или Почему супруги Русу сменили квартиру в Питере на дом в пестовской деревне и не жалеют об этом

Борихино — тихая, заваленная снегом деревенька в 16 километрах от Пестова. Зима сделала здешний пейзаж очень сдержанным, сохранив только белые, серые и черные краски. На улицах... точнее, единственной улице, безлюдно. Даже собак не слышно. И именно сюда из слякотного и шумного Питера восемь лет назад переехали Любовь и Федор Русу, чтобы начать здесь новую жизнь. И у них это получается.

Санкт-Петербург — Борихино

Они познакомились в Петербурге, куда оба приехали на заработки. Место работы — фабрика по производству майонеза — стало и местом первой встречи. Любовь — из Локнянского района Псковской области, Фёдор — из Молдавии, где он жил вместе с родителями, многочисленными сестрами и братьями в небольшом селе и пытался выжать хоть что-то из небольшого огородика. Но со временем мать с дочерью и двумя сыновьями, одним из которых и был Фёдор, перебрались в Россию.

Почти всё семейство ютилось в однокомнатной квартире в одном из спальных питерских районов. Потом сестра Фёдора вышла замуж, мать решила вернуться на родину. Супруги Русу остались одни с двумя детьми. Зарплаты Фёдора и Любиных декретных катастрофически не хватало, и пара решилась на крутые перемены — переехать в деревню, завести свое хозяйство. С подачи главы семейства, которому всегда нравилось работать на земле. Сельскохозяйственный опыт Любы масштабным не назовешь. Небольшая грядка с овощами на участке была её пределом. Но женщина доверилась мужчине, и он не подвел.

Экономя почти на всем, супруги скопили 50 тысяч рублей, на которые купили старенький дом в Борихине, и перебрались на новое место.

— Я очень переживала, зачем сюда приехала, — вспоминает Люба. — Но Фёдор пообещал: «Подожди, потерпи, всё сделаю». И сделали.

Почти всё. Проблему отсутствия мебели Фёдор решил быстро — сам сколотил стол, кровать, скамейки. Печка, к счастью, топилась исправно. Туалет, правда, был на улице. Вчерашние питерцы почти сразу купили поросят, которые первое время жили в одном доме с людьми. Весело было, хоть и тесновато.

Но в первое же лето Фёдор построил сарай, и животных перебазировали туда. Правда, простояла постройка из гипсокартона недолго — разбухла от дождей.

— Я ему говорила: «Не бери ты гипрок». Не послушал, — улыбается Любовь. — Впрочем, постоянно приходится что-то перестраивать и переделывать. С поздней весны до осени с семи утра мы уже на ногах. Дома только ночуем.


«Понаехали!»

Шаг за шагом, день за днем супруги учились фермерствовать. Многому, по признанию Любы, её научил муж. Немало пришлось посидеть в Интернете на всевозможных сельскохозяйственных сайтах и форумах. Но роковых ошибок — если не считать злополучного гипрока — сделано не было. Больше хлопот доставляли крысы, которые уничтожили не один десяток цыплят.

Сейчас Фёдор Русу — индивидуальный предприниматель. И уже который год супруги торгуют свининой, крольчатиной, мясом птицы и яйцами. Но живут не только этим. Зимой Фёдору приходится вахтовать на стройках.

— Меня иногда спрашивают, почему свинина такая дорогая — 250–300 рублей за килограмм, — рассуждает Люба. — Как почему? Мы кормим животных только натуральными кормами, без добавок. Те, кто знает толк в мясе, таких вопросов не задают. Я, наоборот, удивляюсь, когда вижу свинину в магазине по 135 рублей за килограмм. Что же это за мясо?!

За домом супругов стоят уже четыре новых сарая. Строили вдвоем, без помощников. Внутри в наш разговор с Любовью то и дело вклинивались утки, цесарки, курицы, индюки, гуси... Летом количество животины вырастает до 100 голов. К зиме супруги большую часть продают, потому что кормить такой выводок очень накладно.

— В месяц на корма уходит больше 15 тысяч рублей, — пожаловалась Люба. — Очень хочется заготавливать свои корма, но для этого нужна земля, а свободных участков в округе не хватает. Да и техники у нас нет. Но нам здесь нравится. На столе — всё домашнее. Дети много гуляют. Не то что в Питере. Там как в клетке сидели. По хозяйству помогают — птицу пасут.

Но надо признать, что встретили супругов в Борихине не очень гостеприимно. Приходилось слышать и фирменное «Понаехали!».

— Но кто местным мешает делать то же, что и мы? — удивляется Люба.

Главное достижение семи лет жизни в деревне — возвышающийся рядом со старым пятистенком новый двухэтажный просторный дом. Его супруги начали строить два года назад. В четыре руки. Любовь с удовольствием провела экскурсию по будущей гостиной, спальням, кухне... Здесь еще многое предстоит сделать.

Хотя нет. Главное достижение — сын Адриан, родившийся уже в Борихине. Наперекор всем прошлым и будущим трудностям.

Елена КУЗЬМИНА
Фото Владимира МАЛЫГИНА