Четверг, 09 мая 2024

Анна Мельникова

Чтобы душа развернулась

К коллекции Коржуева в Холме относятся с почтением

Холмичи не хотят расставаться с уникальной коллекцией гармоней

То, что известный новгородский гармонист Иван КОРЖУЕВ ищет для своего собрания гармоней, баянов, аккордеонов и прочих народных музыкальных инструментов новое место для размещения, давно не новость. «НВ» об этом рассказывали ещё в феврале нынешнего года. Новость в том, что Дом народного творчества (ДНТ) в Холме, где сейчас находится значительная часть этой коллекции, не готов с ней расстаться.

Редкий бандонеон

— Я не знаю, чего Иван Николаевич от нас ждёт. Мероприятия мы устраиваем. Недавно в ДНТ проводила экскурсии для участников клуба «Золотой возраст», для наших инвалидов. Моя семейная гармонь была отдана в дар Коржуеву. Мы не хотим, чтобы он с нами так поступал, — говорит методист по работе с пожилыми людьми Центра культуры и досуга Татьяна ЕВСЕЕВА.

О своём желании вывезти раритетные музыкальные инструменты из Холма мастер сообщил Евсеевой ещё осенью прошлого года на областном смотре-конкурсе ветеранов «Играй, гармонь». И упрекнул, мол, мало работаете. «Но в нашем районе всего три тысячи человек проживают, что можем, мы делаем», — с грустью оправдывается Татьяна Георгиевна.

Холмские культработники, конечно, понимают ценность и значимость коллекции Коржуева. Оживление вокруг неё, правда, возникает нечасто. Но уж раз в год, когда в августе в городе проводится межрайонный фестиваль «Играй, гармонь, над Ловатью», она точно оказывается в центре внимания. Тогда некоторые инструменты местным музыкантам дают во временное пользование, а гости города могут буквально прикоснуться к самобытной музыкальной культуре. Например, в Холме можно увидеть бандонеон, а также старинную гармонь, с которой её хозяин-фронтовик прошёл всю войну, оценить немецкие и итальянские аккордеоны. Пожалуй, по качеству экземпляров холмская коллекция могла бы соперничать с Музеем сибирского баяна и гармони.

С подачи журналистов богатую выставку гармоней Коржуева тоже стали называть музеем. Но статуса музейных экспонатов у инструментов никогда не было. Сейчас они хранятся в небольшой комнате, принадлежащей ДНТ. А сам дом уже два года квартирует на первом этаже трёхэтажного здания, в котором размещается детская школа искусств.

Чтобы не засохла

— Коллекцию содержим в полном порядке, — показывает мне полки с инструментами сотрудница ДНТ Анна ЯКОВЛЕВА. — У Ивана Николаевича было пожелание, чтобы появился сотрудник, который занимался бы исключительно его коллекцией, а также исследовательской работой. Но в Холме такого специалиста нам не найти.

Между тем Иван Николаевич от своих планов отказываться не намерен — переезд состоится. Известно, что руководство НовГУ готово принять гармошечное наследие и выделить ему помещение в Гуманитарном институте в Антонове. Часть инструментов из квартиры Коржуева, что в областном центре, уже перекочевала на новые площади.

— Даже в университете не представится возможность развернуть коллекцию в полном варианте. Она многоплановая, включает ещё кассеты, виниловые пластинки прошлого века для проигрывателей, книги, нотные издания, рукописи, — пояснил гармонист.

Надо сказать, что сам Иван Николаевич — холмский. С начала 2000-х на протяжении пятнадцати лет на свою малую родину он отвозил отреставрированные инструменты. Чтобы культура, по выражению мастера, там не засохла. Экспонаты выставлялись в отдельном деревянном здании ДНТ. Коржуева оно устраивало своими большими размерами. А нынешним помещением, выделенным под его инструменты, он остался недоволен. Собирается наведаться в родной город с ревизией. «Если буду удовлетворён состоянием коллекции, то кое-что и оставлю. Щедрые подарки будут всем», — заверил Иван Николаевич.

* * *

В настоящее время бывшее здание ДНТ в Холме — с виду весьма добротное — под замком. Как сообщила Татьяна Евсеева, оно нуждается в ремонте. Когда он состоится, пожала плечами, районная администрация об этом ничего не говорит. Видимо, «туристическую фишку», как однажды назвал свою коллекцию гармоней сам Коржуев, районная власть так и не прочувствовала.

Фото Анны МЕЛЬНИКОВОЙ