Суббота, 23 ноября 2024

Людмила Данилкина

Не учась, и лаптя не сплетёшь

Алексей Высоченков и его младшая дочь Аня в мастерской

В Шимском районе планируют запустить мастерскую по выпуску линии дизайнерских украшений из бересты для посуды

Разработчиком проекта «Береста» является Московский международный центр ответственного туризма. В презентационных материалах говорится: «Мы хотим найти новый смысл в традиционном промысле в Новгородской области и создать на его основе производство компонентов, а затем инновационный дизайнерский продукт, а именно керамическую кружку с берестой».

Запатентованная технология

— В мае прошлого года инициаторы проекта обратились в правительство Новгородской области за содействием в поиске территории, на которой можно было бы начать производство в больших объемах, — вводит в курс дела председатель комитета культуры и архивного дела Шимского района Илона КУЗНЕЦОВА. — На наш муниципалитет выбор пал не случайно: у нас много мастеров, занимающихся берестой.

В районе основным партнером международного центра стал индивидуальный предприниматель Алексей ВЫСОЧЕНКОВ.

— У центра установлен контакт с несколькими керамическими производствами Московской, Тверской, Тамбовской, Белгородской областей, где выпускают посуду, — говорит Алексей Владимирович. — Что касается бересты, то я познакомился с технологией изготовления вставных элементов из этого материала. Они создаются с помощью определенных матриц, которыми кураторы проекта снабдили и нас. Мы обеспечиваем керамические цеха берестяными заготовками определенных размеров. За год было несколько крупных заказов, которые мы выполнили.

Исполнительный директор Международного центра Наталия ДРОНОВА сообщила «НВ», что поскольку сейчас в Новгородской области керамическое производство находится в упадке, то изготовление посуды здесь не предполагается. Но зато в Шимском районе планируется наладить процесс изготовления берестяных вставок разных видов — с резными рисунками, тиснением, надписями, нанесенными вручную. В Москве не исключают, что в Шимске будут «одевать» в бересту тарелки и кружки, привезенные из других регионов.

Кроме того, в настоящее время, чтобы приобрести оборудование для шимского цеха, изменить сайт проекта и запустить новые дизайнерские идеи по оформлению посуды, Международный центр собирает деньги путем краудфандинга.

Спрос на лапти

Алексей Высоченков уже более 20 лет занимается берестой.

— Все началось с курсов, которые много лет назад для работников культуры нашего района провел известный новгородский мастер Владимир Ярыш, — вспоминает Алексей Владимирович. — Моя супруга, которая тогда трудилась в краеведческом музее, прошла обучение. Я тоже решил начать плести лапти, для начала маленькие — сувенирные. Потом в Москве, куда приехал на сессию в вузе, на сувенирном базаре увидел такие лапоточки, сказал торговцу, что тоже могу похожие делать. И получил заказ на 500 пар. После этого мы с женой года два экспериментировали с разными видами изделий из бересты, но по большей части все раздаривали друзьям и знакомым. Постепенно набивали руку, увеличивали скорость изготовления, улучшали качество и поняли, что этим ремеслом можно зарабатывать на жизнь.

В 1995 году Высоченков оформил предпринимательство. И с тех пор занимается только изделиями из бересты. Он побывал во многих регионах, где есть данный народный промысел, — изучал особенности ручной обработки и технологии, искал рынки сбыта, посредников и партнеров.

— В Сибири хорошо развиты промыслы. Долгое время я совершенствовался в прорезной бересте. Освоил 60 резцов. И считая себя крутым мастером, поехал в Томск изучить их опыт, потому что резаные изделия у них всегда были отменного качества. По пути думал, что увижу станки, которые просто штампуют по лекалам образцы. Ничего подобного. Все изделия там делают вручную, причем у каждого мастера 600 резцов! Так что мне было чему поучиться.

На сегодняшний день у Высоченкова большая клиентская база — его продукцию закупают в Москве, Санкт-Петербурге, Новгороде, Старой Руссе, Томске, Новороссийске, Финляндии... Заказы поступают круглогодично.

— За годы деятельности я применял разные подходы: большие и малые мастерские с постоянными или временными работниками, — продолжает собеседник. — Но как показала практика, оптимальный вариант, делающий бизнес рентабельным, — это передача объемов на договорных условиях мастерам из районов Новгородчины, специализирующимся на разных направлениях — плетеные изделия из бересты, сувениры, тиснение, точение и так далее. Такая схема позволяет браться и за большие заказы — в десятки тысяч штук товара, и за индивидуальные, требующие от мастера полета фантазии и филигранного исполнения.

Каталог берестяных изделий индивидуального предпринимателя Алексея Высоченкова насчитывает более 100 наименований.

Чаще всего большие партии товара у шимского мастера скупают торговые посредники и перепродают корзинки, лапти, кепки, магнитики по всему свету. Например, берестяными кепками Высоченкова торгуют даже в Каире — у египетских пирамид.

— На сегодняшний день я обеспечен заказами из Москвы, Новгорода, Выборга, Старой Руссы. Так что расслабляться некогда, — резюмировал Алексей Высоченков.

Вместо заключения

До конца мая представители Международного центра ответственного туризма встретятся с руководством Шимского района для обсуждения деталей по запуску производства в рамках реализации проекта «Береста».

Алексею Высоченкову как опытному мастеру от столичных партнеров поступило предложение курировать деятельность в районе цеха по обрамлению посуды с берестяными элементами. Он согласился.

Фото автора