Среда, 27 ноября 2024

Анна Мельникова

Частный-несчастный

Одна часть крыши — муниципальная, другая — частная. Но без ремонта обе скоро придут в негодность

В Поддорском районе из-за ветхого дома и заброшенного участка разгорелись нешуточные страсти

Глава Белебёлковского сельского поселения Надежда ИВАНОВА сразу меняется в лице, когда слышит про двухквартирный кирпичный дом № 3 в деревне Большие Ясны. Из-за него, вернее из-за проживающей там пенсионерки Нины МАЛЫШЕВОЙ, икается ей от разных ведомств и организаций, куда та пишет свои обращения с просьбой помочь. Эмоции глава не скрывает и свою позицию обрисовывает весьма красноречиво: «Наглость — второе счастье». Это она про Малышеву.

Плесень и сырость жить не дают!

Но не меньше накипело и у самой Нины Тимофеевны. С порога она показала мне дефекты на потолке, на полу, на стенах в своей квартире, чтобы я удостоверилась: в таких условиях ей с супругом, 76-летним Евгением Фёдоровичем Лабутиным, жить очень и очень тяжело. Тем более что тот — инвалид, пережил инсульт. А ещё он — малолетний узник, в войну вместе с матерью был угнан в Латвию. И право на достойную старость заслужил. Правда, что он думает о своём житье-бытье, мне узнать не удалось — дедушка находился на реабилитационном лечении в районной больнице.

— У нас очень сыро, плесень. Зимой — холодно, несмотря на то, что я печки день и ночь топлю и электрический обогреватель почти не выключаю. В месяц за электричество 6 тысяч рублей выходит. Крыша течёт, её перебирать надо. Моль, крысы замучили, — жалуется хозяйка.

Эту квартиру с удобствами на свежем воздухе государство предоставило Малышевой в начале 90-х. Со временем она её приватизировала. Дом в деревне позволял держать птицу, свиней. В настоящее время женщина ограничивается работой на огороде. Хочется ей зажить в тепле, по-человечески, но... Источник её неприятностей — другая половина дома, где никто не проживает, — приходит в негодность.

«Соседняя квартира превращается в нежилое помещение, что приводит к его разрушению. Там вскрыты полы, потолок местами провалился. Зимой промерзают стены. Я не могу ремонтировать крышу над моей квартирой, потому что дом находится под общей кровлей» — это текст писем, которые Малышева регулярно с 2016 года отсылает в Белебёлковскую и районную администрации. С прошлого года переписку начала с уполномоченным по правам человека в Новгородской области Анатолием Бойцевым. В курсе её проблемы и в Новгородском отделении Красного Креста. Пытается донести мысль, что из-за чужой заброшенный квартиры страдает её собственность. За три года у пенсионерки скопилась стопка бумаг — ответы от чиновников. «А дело с места так и не двигается. Обращения по второму кругу пошли», — говорит она.

Между тем Нина Тимофеевна пытается спасать свою часть дома от разрухи не только с помощью бюрократического механизма «жалоба — ответ». В ремонт вложила 150 тыс. рублей — утепляет жильё как может, но эффекта, по её словам, — ноль. Зябко! Летом за забором всё бурьяном зарастает, да и змеи с соседской стороны заползают.

Баш на баш

Впрочем, считать муниципальную квартиру в деревне такой уж бесхозной нельзя. По договору социального найма она ещё девять лет назад передана гражданину Мамедову, у которого имеются супруга и несовершеннолетний сын, девятиклассник. Однако они предпочитают обитать не в Больших Яснах, а в другой деревеньке, где есть отдельный, но не оформленный на них дом.

— Да, в ту квартиру уже была вложена кругленькая сумма, поставили стеклопакеты. И ещё нужно вкладывать, чтобы нормально там жить, — рассказала Оксана, жена МАМЕДОВА, с которой я беседовала по адресу их фактического проживания. — Но в любом случае туда мы переселяться не собираемся. Был бы сейчас муж дома, он бы вам объяснил, почему.

Нина Малышева всё пишет, пишет, пишет...

Она сделала многозначительную паузу и продолжила. Нежелание жить в квартире возникло после ссоры с Малышевой. Конфликт перерос в соседскую вражду, а что касается квартиры и участка, то у женщины отношение такое: да хоть трава не расти или, напротив, очень даже расти. И всё же отдавать муниципальную собственность назад по своей воле семья не будет.

— С главой поселения состоялся разговор, что мы отдадим квартиру. Но пусть взамен нам оформят землю. Муж занимается овцами, — почти в ультимативной форме заявила Оксана. — А так куда нас выселят, если у меня ребёнок?

Под крышей дома твоего

Уместен или не уместен здесь торг, я разбиралась в кабинете Надежды Ивановой уже в Белебёлке. В этом «кризисе отношений» к потерпевшим, пожалуй, можно отнести и её.

— Я уже устала от этого вопроса, — вздыхает глава. — Малышева пишет обращения и на имя президента. А на Мамедова нужно подавать в суд за то, что не содержит муниципальное жильё в порядке. Это серьёзная работа, у администрации тогда не останется времени на решение других проблем. Вот вызову муниципальный контроль по поводу земельного участка, где его супруга незаконно сажает огород. С таким народом так и надо поступать.

Проблема дряхлого жилфонда на периферии, вдалеке от центров может потянуть за собой новые темы, и тоже не менее любопытные для публикаций о сельской местности. Но о них всё же как-нибудь в другой раз...

В общем, Иванова от своих слов не отказывалась: ремонт начнётся, кровля будет обновлена, но только над муниципальной частью дома. А вот на интересы частницы Малышевой бюджетные средства использоваться не будут, иначе очередь просящих в момент выстроится — это же деревня!

— Муниципальное жильё передано поселению по соглашению от района. Ведь выделено всего 29 тысяч рублей, которые пойдут на капитальный ремонт одного многоквартирного дома, что находится в Белебёлке. А остальное жильё, что в социальном найме, — словно в облаках: люди за него ничего не платят, его не обслуживает управляющая компания. И многие дома находятся в плачевном состоянии, а жильцы не ударят палец об палец, — говорила Надежда Савельевна. — Крышу мы сделаем, но сейчас в бюджете денег нет. Они, как правило, появляются в сентябре, когда налоги от населения поступают. С физическим лицом о ремонте кровли я уже договорилась. Доски у поселения есть.

Оставлять за Мамедовыми муниципальное жильё в Больших Яснах глава не намерена. Сообщила, что им заинтересовалась другая семья, готовая въехать туда и даже своими руками и финансами довести квартиру до ума.

* * *

Когда публикация готовилась к печати, с журналистом «НВ» связалась Нина Тимофеевна и сообщила радостную новость: буквально через день после нашего с ней разговора была отремонтирована крыша над соседской квартирой. «А уж ремонт своей части я как-нибудь сама осилю», — сообщила пенсионерка.

Фото автора

Елена ПАНИНА, глава администрации Поддорского района:

— Нина Тимофеевна Малышева была у меня на приёме в мае прошлого года. Сразу было понятно, что пенсионеры не должны страдать из-за того, что их соседи запустили квартиру, тем более что она — муниципальная. Совместно с главой поселения было принято решение о ремонте крыши. Планировалось сделать её в 2017 году, но не получилось, поскольку лето и осень выдались дождливыми. Что делать с Мамедовыми, в семье которых растёт несовершеннолетний ребёнок и которые, скорее всего, не планируют жить в Больших Яснах? Будем пытаться решить вопрос по-хорошему. Муниципалитету важно найти ответственных квартиросъёмщиков, которые бережно относились бы к предоставленному администрацией жилью.