Понедельник, 23 декабря 2024

Людмила Данилкина

Болезнь-невидимка

Регулярное обследование жителей позволяет выявлять болезнь на ранних стадиях

За более полувека работы в медицине фтизиатр Шимской ЦРБ хорошо изучила туберкулёз. Но не перестаёт удивляться его живучести

Знакомьтесь, Лилия СИВЕНКОВА. Ей — 82 года. И она — практикующий врач.

— Работаю не из-за денег — вполне хватает пенсии. Не могу сидеть без дела, — начинает беседу Лилия Владимировна в перерыве между пациентами. — К тому же как специалист я востребована — в Шимском районе есть больные туберкулезом.

Собеседница рассказывает, что с детства мечтала стать медиком. Родом из-под Смоленска, она в 1955 году окончила медучилище и пять лет проработала фельдшером. Окончательно утвердилась в желании лечить людей и поступила в мединститут.

Почему именно фтизиатрия? Да так получилось. Но не жалею о выборе специализации. При распределении я остановилась на Новгородской области, потому что здесь предоставляли жилье, а для меня это было важно, так как к окончанию вуза у нас с мужем было уже двое ребятишек, — вспоминает Лилия Владимировна. — Изначально направлена я была в Солецкую больницу, но там не оказалось свободной ставки. А в Шимске была туберкулезная больница на 25 коек. Мы с супругом приехали в поселок на разведку. Муж у меня заядлый рыбак был. Увидев Шелонь, сразу сказал: «Остаемся жить здесь». И остались...

Фтизиатр вспоминает, что в 1969 году, когда она только приступила к работе в Шимске, было много туберкулезных больных — только с открытой формой более 20 пациентов за год насчитывалось, сейчас же — не более девяти человек.

— Как только методы диагностики улучшились, обследование стало повсеместным, повысилась выявляемость на ранних стадиях, лечить стали больше. И к началу 90-х заболеваемость значительно снизилась. Но в перестроечные годы вновь начала набирать обороты, — продолжает Сивенкова. — Туберкулез, как известно, — социальный недуг, доказано, что 90% взрослого населения — тубинфицированы, и что при неблагоприятных условиях жизни — а это может быть плохое питание, частые стрессовые ситуации — дремлющий внутри нас враг пробуждается.

В настоящее время у шимского фтизиатра на учете состоит 21 человек. Все получают лечение, причем бесплатное. Регулярное обследование жителей — даже самых отдаленных деревень — с помощью передвижных флюоорографов позволяет точно определять болезнь. Ведь, как говорит Сивенкова, в отличие от пневмонии, которую не всегда видно на снимке, но зато слышно стетоскопом, туберкулез хранит молчание, однако его очаги отлично читаются на картинке.

— Но сейчас у фтизиатров другая проблема: родители отказываются от прививок — не делают БЦЖ младенцам в роддоме, потом не соглашаются на постановку ребятишкам проб манту, — делится Лилия Владимировна. — И этот фактор сказывается негативно на здоровье детей, поскольку, как я уже сказала, инфицированных и больных — причем не обязательно открытой формой — много. Если в 70–80-х годах вторую после БЦЖ прививку от туберкулеза мы делали в год около 60 семилетним жителям Шимского района, то есть тем, у кого не было подозрений на заболевание, то сейчас — единицам. Другие дети — в зоне риска! И вот это мы постоянно объясняем мамам и папам, призывая их не отмахиваться от профилактических мероприятий. К тому же существуют сложности с определением их в специализированный санаторий «Хвойное» — раньше районная администрация выделяла транспорт для доставки ребят туда. Сейчас это только забота родителей, у многих из которых нет средств на автобус до Хвойнинского района. В результате в текущем году в противотуберкулезный санаторий поехали лишь два человека, а хотелось бы, чтобы не меньше двадцати.

В следующем году Лилия Владимировна отметит 50-летний юбилей работы в Шимске. А общий ее трудовой стаж — почти 60 лет! Она говорит, что за все эти годы столько литературы перелопатила про туберкулез, столько пациентов наблюдала, столько новых методик и препаратов применяла. А инфекцию, к сожалению, так и не удалось свести на нет — туберкулез мутирует, приспосабливается к препаратам. А это значит, что борьба не закончена. И фтизиатр Сивенкова собирается ее продолжить.

Фото автора