Воскресенье, 19 мая 2024

Людмила Данилкина

Счастливый №13,

Елена Жильцова рассказывает членам жюри конкурса «Учитель года» о своей методике

Фото: из архива Елены Жильцовой

или Мастерская творческого писания Елены ЖИЛЬЦОВОЙ

Традиционно в преддверии Дня учителя в Великом Новгороде проводится региональный этап Всероссийского конкурса «Учитель года». Нынче в нём приняли участие 25 педагогов из 12 районов. Среди них была и учитель русского языка и литературы Пестовской средней школы № 2 Елена Жильцова.

— Впервые в конкурсе «Учитель года» я участвовала в 2009 году и заняла второе место в районе, — начинает разговор Елена Александровна. — Да, для молодого педагога, а я тогда только два года как трудилась в школе, это был хороший результат. Однако победа досталась не мне. И вот спустя девять лет я вновь решила попробовать свои силы. Почему? Практический опыт наработала большой, в том числе и методический. И решила о нем рассказать.

Жильцова — кандидат филологических наук, педагог, в профессиональной копилке которой — научные публикации, победы самой и учащихся в различных российских и зарубежных конкурсах. И тем не менее, по ее признанию, областной этап главного учительского состязания страны дался непросто.

— Одним из заданий стал методический семинар. Кстати, в результате жеребьёвки мне достался № 13. В течение десяти минут нужно было донести до жюри преимущества моей методики, которая позволяет раскрыть творческий потенциал детей в русском языке и литературе. Каждый день веду уроки, но ох как сложно было на конкурсе кратко и при этом лаконично и полно представить программу.

Тому, что учащиеся не испытывают трудностей с написанием сочинений, стихотворений, статей в газеты и альманахи, способствует, по мнению Жильцовой, творческая мастерская.

— Дети приходят на занятия мастерской, имея при себе лишь ручку и чистые тетрадные листы. Тему я никогда заранее не оглашаю, — продолжает собеседница. — Моя задача — подстегнуть интерес ребят. Применить индукторы, которые запустят их воображение, ассоциативное мышление, коммуникативные навыки. Причем в этом деле очень важен эффект неожиданности, например, одиннадцатиклассники могут от меня услышать стихотворение Агнии Барто. Или по ходу урока я делаю музыкальные вставки, демонстрирую картины известных мастеров, имеющие отношение к теме. Мы не молчим с детьми на занятиях: они учатся публично выражать свои мысли, работают над содержанием, объемом той информации, что передают окружающим. И результат есть — если на первых встречах мастерской некоторые дети двух слов связать не могут, бледнеют или краснеют, то к окончанию учебного года они свободно дискутируют, делают доклады, пишут сочинения.

Творческая мастерская помогла и ее создательнице: Елена Жильцова признана абсолютным победителем областного тура Всероссийского конкурса «Учитель года». И следующей осенью ей предстоит выступить в финале состязания.

Педагог говорит, что активно готовится к заключительному этапу, это будет летом — в свой отпуск. Ну а сейчас на повестке дня — под сотню учащихся с 5 по 11 класс, по шесть уроков в день, методическая работа, подготовка детей к олимпиадам. Ну и, конечно, мастерская творческого писания...