Вторник, 05 ноября 2024

Анна Мельникова

Три струны, а звук какой!

Коллекционер Глеб Морозов подарил Боровичам уникальную балалайку

Фото: vk.com/museum.borovichi

В Музее истории города Боровичи открылась выставка «Боровичская быль о русской балалайке»

Спроси у иностранца, с чем у него ассоциируется Россия, так в топ стереотипов наверняка попадёт балалайка. По правде сказать, репутация этого музыкального инструмента сегодня изрядно подмочена. На память приходят кадры из фильма «Собачье сердце», где Шариков своей игрой на балалайке у врачебной публики аплодисменты срывает. Балалайка — несерьёзно как-то.

Исправить существующую по отношению к балалайке несправедливость взялась научный сотрудник Боровичского филиала Новгородского музея-заповедника Елена НЕЧИПОРЕНКО. Три года назад в её руки перешли народные инструменты боровичского оркестра, после чего она стала распутывать удивительный сюжет из истории жизни своего города, практически забытый и малоизвестный.

Собирая материал в архивах, опрашивая участников оркестра, сопоставляя разные исторические факты, она выяснила, что, оказывается, именно в Боровичах в конце 1918 года была создана первая в России фабрика народных инструментов «Русская балалайка». Ранее считалось, что первым выпуск домр и балалаек наладило предприятие имени Луначарского, основанное в 1926 году в Ленинграде.

Исследование Елены Нечипоренко завершилось не просто научным открытием, а ещё и выставкой в музее. На ней она представила уникальные фотографии, документы и музыкальные инструменты довоенных лет.

— Артель по производству балалаек была организована нашим земляком, любителем народных инструментов Иваном Васильевичем Серебряковым. Он был последователем знаменитого российского композитора Василия Андреева, который и подарил России балалайку в усовершенствованном виде, — рассказала исследовательница. — Для придания статуса только что созданной артели Серебряков пригласил из Петрограда виртуоза-балалаечника, солиста Русского оркестра народных инструментов Бориса Трояновского. Сохранилась рекламная афиша боровичской фабрики «Русская балалайка», где, в частности, написано, что изготавливались инструменты под личным наблюдением Трояновского. Они имели хороший, сильный, выверенный тон и были снабжены ладами из серебра, выполнялись по чертежам известного музыкального мастера Семёна Налимова, которого называли балалаечным Страдивари.

Параллельно Серебряков работает над созданием в Боровичах оркестра. Впоследствии оркестр станет одним из лучших коллективов художественной самодеятельности города. Славу Боровичам он приносил до 1990-х годов. Что касается самого Серебрякова, то после 28-го года следы его теряются. Как сложилась судьба мастера, когда и где он умер — ответы на эти вопросы Елена Нечипоренко будет искать уже в рамках своего следующего исследовательского проекта.

В разное время оркестром руководили удивительные люди, прекрасные музыканты и достойные преемники Ивана Васильевича Серебрякова: Илья Яковлевич Эсс (1890–1963), Анатолий Александрович Белов, Борис Саулович Андронов (1925—1993). Все они внесли неоценимый вклад в музыкальную историю города, подарив Боровичам прекрасный оркестр. Выставка посвящена именно их памяти.

В год «Русская балалайка» выпускала около 600 музыкальных инструментов. По оценке специалистов, это было совсем немного. Но каждый инструмент был штучным, со своей душой и характером. Во время войны фабрика была приспособлена для нужд фронта. В частности, на ней производили пеналы для снарядов. Своё существование она завершила в 50-е годы. Одна из гипотез, почему так получилось: традиция изготовления балалаек была потеряна, гнались за количеством и теряли качество. Не исключено, что одни мастера в 30-е годы были репрессированы, а другие не вернулись с войны.

Звучали боровичские инструменты по всей стране. И, кстати, до сих пор их голоса можно услышать. На открытии выставки случилось маленькое чудо — через девяносто пять лет одна из тех серебряковских балалаек вернулась обратно в свой родной город. Спасибо московскому коллекционеру Глебу Морозову — после реставрации балалайку-путешественницу он преподнёс в дар боровичскому музею. И как она вернулась! Не тихо, не с расстроенными струнами, а громко, звонко, с переливами: «Светит месяц, светит ясный...». Звучание её продемонстрировал музыкант Новгородской филармонии Илларион Назин.