Понедельник, 23 декабря 2024

Василий Дубовский

Направление главного удара,

Вечный двигатель российского бездорожья: в одном месте лечим, в другом калечим

Фото: из открытых источников

или Почему глубинка — это там, где дорожные ямы глубже?

Уторгош — Передольская: 23 километра, из них 12 — бывший асфальт. «Эх, путь-дорожка фронтовая...». Здесь почему-то вспоминаются военные песни. Ну и термины напрашиваются соответствующие.

— Да, как после бомбежки! — глава Уторгошского сельского поселения Алла КУКУШКИНА говорит, как думает.

Когда сам ездишь по такой трассе, трудно пользоваться официально-корректными формулировками, типа «находится в неудовлетворительном состоянии». Но разве по дороге Уторгош — Передольская ездят? По ней маневрируют. Что не просто бывает даже водителям большегрузов. Это они возят песок и гравий из карьеров, расположенных возле деревень Хотыня и Комарово, попутно гробя дорогу.

— Впору пересаживаться на телеги, — главе не до шуток.

В тупике

Ну нет же никакой управы на компанию-перевозчика!

— В ответ на наши жалобы слышим: «Ловите весовую!» — продолжает глава. — Она одна — на всю область. И вот парадокс: эти весы, с помощью которых можно зафиксировать перегруз, чтобы затем привлечь перевозчика к ответственности, — у «Новгородавтодора», являющегося заказчиком материалов, добываемых в карьерах.

Сказанное не означает, что «Новгородавтодор» чинит какие-либо препятствия. Дорожная полиция с этими весами не единожды выезжала на место. Но как только контроль занимает позицию, тяжелые автопоезда прекращают движение.

Опять-таки никто не говорит, что уважаемый заказчик предупреждает подрядчика. Боже упаси! XXI век на дворе, пусть с дорогами у нас по-прежнему неважно, но не со связью по ходу движения. Как это работает, можно наблюдать не только в Шимском районе.

По словам главы, она уже не знает, куда обращаться.

— Все знают, что техника идет с перегрузом. В ГИБДД, прокуратуре, министерстве транспорта и дорожного хозяйства. Я уже не могу дозвониться до министра Станислава Шульцева. Каждый раз в приёмной мне отвечают, что он на совещании, что занят.

По факту Уторгош — Передольская — это не участок пути, это тупик. Странная вырисовывается схема. Карьеры, песок, доставка — всё это необходимо, чтобы содержать другие объекты обширного дорожного хозяйства. Непонятно только, почему для этого надо приносить сакральную жертву — отдельно взятую дорогу? Она реально убита.

Там не хотят ездить автолавки. Но должны курсировать рейсовые и школьные автобусы, должна выезжать по вызовам «скорая».

А как живёт центр поселения, находясь прямо на убойной трассе? Сейчас снежком дорогу прибило немного, а летом что творилось! Домов на другой стороне улицы не видать. Пыль, грязь, шум. Жители боятся, что стены и фундаменты не выдержат.

Пишите письма

«НВ» в свою очередь попытались связаться с министерством. Через пресс-службу — таков заведённый порядок. Выяснилось, что нам всё-таки надо обратиться в ГОКУ «Новгородавтодор». Телефон для этого не годится, вопросы надо формулировать обстоятельно, задавать письменно.

Как журналист не могу согласиться с тем, что это — оптимальный вариант коммуникации. Но я не житель посёлка Уторгош, у меня нет надобности ежедневно ездить в деревни Казовец и Турская Горка, расположенные на той самой «военной» дороге. Всякий раз возмущаясь и чертыхаясь. И прекрасно понимая, что это тоже такой порядок: знай своё место.

— Я предупреждён, что никакие акции протеста, вроде перекрытия движения, предпринимать не следует, — говорит Алексей МЕЛИХОВ, житель деревни Казовец. — Ведь это незаконно!

Алексей уже имеет опыт «крайних мер», пару лет назад боролся с лесовозами. Ныне ведёт себя подчёркнуто цивилизованно: общается с прессой, обратился в Новгородское отделение ОНФ. Теперь есть ещё одна точка, где «держат вопрос на контроле».

«Мы будем содействовать скорейшему принятию мер по ремонту дорожной сети, о которой заявили граждане», — заверила координатор проекта «Дорожная инспекция ОНФ/Карта убитых дорог» в Новгородской области Ирина ЛЕБЕДЕВА (см. на сайте ОНФ).

Обратившись в ОНФ, я узнал, что направлен запрос в администрацию Шимского муниципального района и, конечно же, в «Новгородавтодор». Общественники ждут ответа в установленный законом срок. Это месяц. Что делать, всё равно спешить теперь некуда: кто станет ремонтировать дорогу среди зимы?

 А когда станут? Разве что «Новгородавтодор» рассеет туман. На данный момент у главы поселения нет никакой обнадеживающей информации: в планах капитального ремонта до 2022 года дорога Уторгош — Передольская не значится.

Там, за туманами...

Как информировали «НВ» в отделении ГИБДД МО МВД России «Шимский», «возбуждено административное расследование по факту ненадлежащего содержания дороги Уторгош — Передольская юридическим лицом (ГОКУ «Новгородавтодор». — В.Д.), выдано предписание об устранении выявленных недостатков».

Если данное юрлицо ничего не предпримет, то собранные полицией материалы будут переданы в суд, который, как следует ожидать, обяжет «Новгородавтодор» произвести ремонт? Так-то оно так...

— Есть немало судебных решений, не исполняемых уже длительное время, — поясняет заместитель начальника УГИБДД УМВД России по Новгородской области Павел МАКАРОВ.

Иными словами, решение по ремонту дороги Уторгош — Передольская, если таковое будет принято, может пополнить «немалый список»?

Замначальника нас успокаивает:

— Не всё так плохо. Действует федеральный проект «Безопасные и качественные дороги». В этом году отремонтировано довольно много дорог, которые ранее были под судебными решениями.

В общем, где-то там впереди есть перспектива. Вот что, однако, смущает. Допустим, случится вдруг для Уторгоши счастье: дорогу отремонтируют уже в следующем году. Запаса сыпучих материалов в разрабатываемых карьерах — не на пару-тройку лет. Вполне можно предположить, что перевозчики опять будут сотрясать посёлок и методично по новой превращать дорогу (скорее всего, уже просто грунтовую) в лохмотья.

Недовзвешенное решение

Как с этим бороться? В ГИБДД откровенно говорят, что весовой контроль малоэффективен. И не только потому, что, пока он расставляется, транспорт перестаёт двигаться.

У меня наивный вопрос: а почему не подержать этот контроль на точке подольше? Более того, почему не сделать его на общеизвестно убиваемой дороге на некий отрезок времени чуть ли не постоянным? Вот интересно было бы посмотреть на поведение компании-перевозчика — как долго её поезда простояли бы без движения?

А ещё крайне любопытно было бы узнать, сколько эти машинки весят порожняком? Можно, конечно, пробить технические характеристики по марке грузовиков. Но взвесить, так сказать, «на месте преступления» как-то нагляднее. Может, напраслину возводят в Уторгоши, говоря, что для их дороги, с учетом её характеристик (допустимой нагрузки), используемая для перевозок техника запредельно тяжела даже с одной песчинкой в кузове.

Опять проблема. Выясняется, что на дороге Уторгош — Передольская вообще нет площадки, пригодной к установке специального оборудования для контроля весогабаритных параметров. Даже если зафиксируешь тот самый перегруз, владелец техники потом может оспорить это в суде. Класс!

При всём при том в ГИБДД считают, что свою часть работы выполняют, что они — на стороне жителей, которые совершенно правильно ставят вопрос в свете проблемы безопасности движения.

В сухом остатке

Все дороги ведут в Рим, читай, в «Новгородавтодор», сияющий на холме. Мы далеки от мысли, будто уважаемому ГОКУ все равно, что на конкретной трассе безопасность и комфорт абсолютно «на боку», что именно ему придётся заниматься этой дорогой, которую сам «Новгородавтодор» никоим образом не разбивал, что это будет стоить бюджетных средств, что на «дорожную карту» поставлен вопрос о доверии жителей поселения к властям...

Да, на большегрузы жалуются много где. Чуть ли не вся Россия стонет. Это исключает возможность подать пример разумного подхода? Перевозчик блюдёт свой коммерческий интерес. Ему куда выгоднее пустить не «КамАЗ», а тяжеловоза-китайца. Нам-то это ни к чему. Это вопрос условий, на которых заключается контракт; логистики маршрута перевозок (есть же просёлки, лесные дороги, о чём говорят жители); четко обозначенных требований (дорожными знаками). И, в конце концов, всё равно — контроля.

Иначе это так и будет вечной темой: в одном месте лечим, а в другом — калечим.

P. S.

Как нас информировали в администрации Уторгошского сельского поселения, в последние дни нагрузка на многострадальную дорогу уменьшилась. Зато чаще стали видеть большегрузы в Медведском поселении.

Просим руководство ГОКУ «Новгородавтодор» считать эту публикацию нашим письменным обращением.