Понедельник, 23 декабря 2024

Людмила Данилкина

История одного поселения

В память о предках Леонард Бриккер установил бетонный крест возле старого кладбища.

Фото: okulovka.com

Издана новая брошюра окуловского краеведа Леонарда БРИККЕРА

В истории Новгородчины XIX — первой половины XX столетий есть страницы жизни национальных поселений. Недавно сотрудниками государственных архивов Новгородской области — ГАНО и ГАНИНО — был презентован сборник документов «Немецкие колонии Новгородской губернии в первое десятилетие советской власти. 1918–1927 гг.», в который вошли 217 документов о трёх поселениях: Александровском, Гореловском и Ново-Николаевском, которые находились в Новгородском уезде.

Компактно проживали на нашей территории и прибалты, в основном — эстонцы и латыши. Одна из таких колоний в 1893 году появилась на границе Окуловского и Крестецкого районов близ деревни Лядчино.

Информацию о ней долгие годы собирал и продолжает собирать Леонард Эдуардович Бриккер, заслуженный работник культуры РФ, потомок тех эстонцев, что некогда перебрались к нам жить и трудиться.

Итогом изыскательской деятельности краеведа стала изданная брошюра «Vaba elu, или История одного эстонского поселения между Крестцами и Окуловкой». В ней автор пишет, что поначалу люди жили в землянках, позже начали строить хутора.

— К 1893 году сформировались Новоэстонское и Новоселицко-латышское общества, насчитывавшие около 90 хуторов и свыше 450 жителей. Они сохранили язык и полностью перенесли на Новгородчину свой традиционный уклад — с национальными песнями, кухней, обычаями. Около 1904 года они открыли собственную школу, где обучение велось на эстонском языке, в 1914 году — общественный магазин, в 1919-м — Народный дом. Школьные педагоги хорошо говорили по-русски и обучали не только эстонских ребятишек, но и местных, из близлежащих сел, — рассказывает Леонард Эдуардович.

Когда установилась советская власть, был образован Новоэстонский сельсовет с центром в Лядчине. В 1930-е годы хутора объединили в две деревни — Новую Жизнь и Свет. К началу 1940-х колхоз «Ваба элу» (в переводе — «свободная жизнь») имел 173 га пашни, 300 га покосов, богатые выгоны, добротные скотные дворы и хозпостройки, молочную ферму на 125 голов скота, птицефабрику на 200 кур, артезианскую скважину, большое количество инвентаря.

В конце 1930-х репрессии, прокатившиеся по всей стране, затронули и национальные колонии. Ну а 3 ноября 1941 года всё население Новоэстонского сельсовета было выселено и депортировано в Сибирь и Казахстан, откуда чуть позже мужчин призвали на фронт...

По словам автора брошюры, сейчас об эстонском поселении почти ничего не напоминает. Но сохранилось старое кладбище, возле которого в июле этого года в память о предках Леонард Бриккер установил бетонный крест.