Пятница, 22 ноября 2024

Редакция

Крестьянские премудрости

Сегодня у семьи фермеров — три коровы, нетель, тёлочка Марточка. В планах — иметь в хозяйстве не менее 10 буренок.

Фото: автора

осваивают петербуржцы в батецкой деревне Столбец

Птичий хор

Сквозь приоткрытую дверь доносятся кудахтанье кур, разноголосица петухов. Кажется, будто мы попали на птицеферму. Нет, мы в фермерском хозяйстве в деревне с чудным названием Столбец.

— Мы к такому разноплановому пению птицы привыкли, нам даже лучше работается, — показывая свое хозяйство, говорит Татьяна КАНАШКОВА. — Летом, когда в нашу деревню приезжают дачники из Петербурга, их дети с удовольствием наблюдают за птицами, особенно за гордыми петухами.

Еще несколько лет назад Татьяна Альбертовна и ее муж Николай Владимирович тоже были в деревне дачниками. После завершения трудовой недели или во время отпуска приезжали сюда отдохнуть. Лучшего места для горожанина не найти: кругом тишина, вековые деревья, в тени которых можно было расслабиться, послушать пение птиц и набраться сил. Татьяна Альбертовна вспоминает, что им надоело мотаться между Петербургом и Столбцом, и они решили перебраться сюда на постоянное жительство. Хотя сомнений, переживаний было немало: в оживленном районе Северной столицы — большая квартира, муж, по специальности — инженер-электрик, занимался строительным бизнесом. Семья ни в чем не нуждалась, в зимнее время посещали театры, музеи. Словом, жизнь была прекрасна.

— Не знаю, чем объяснить, но нас почему-то тянуло в деревню, хотелось быть подальше от городского шума, — говорит Татьяна Альбертовна. — И сейчас, спустя годы, мы рады тому, что тогда так поступили. Да, мы горожане, да, вначале многого не знали, не понимали, но освоились. И неплохо получается.

Птица у Татьяны Альбертовны и Николая Владимировича не только для того, чтобы радовать своих хозяев увлекательным пением, но и чтобы приносить доход. С нее и началось их фермерское хозяйство. Но прежде они со специалистами сельского хозяйства, старожилами перебрали всё, чем могли бы заниматься, ведь начинали петербуржцы свой бизнес в Столбце с чистого листа, и важно было не ошибиться. К тому же базы никакой не было, даже простых построек.

В качестве эксперимента они купили 10 кур-несушек. Кормили отборным комбикормом, воду для них чуть ли не подогревали, в построенном дворике оберегали от сквозняков. И вот к концу первой недели Татьяна Альбертовна и Николай Владимирович насчитали почти 90 яиц. Хоть в ближайшие дни поездку в Петербург не планировали, но решили поехать — не терпелось похвастаться перед друзьями результатами своего труда.

— Казалось бы, куриные яйца, что в них такого? Разного цвета и величины, их полно в магазинах. Но, оказывается, разница между магазинными и домашними есть, — говорит Татьяна Альбертовна. — Когда друзья наших яиц попробовали, тут и пошло: один просит, другой, и много просят. Деньги хорошие за них дают — сто рублей за десяток. Поняли: курочек нужно держать больше.

С легкой руки друзей бизнес пошел. Сегодня в фермерском хозяйстве — 70 кур-несушек. Поглядывая на них, Татьяна Альбертовна говорит, что в течение этого года намерены их численность как минимум удвоить. Но на содержании домашней птицы фермерское хозяйство не зациклилось. Татьяна Альбертовна и Николай Владимирович в зимнее время, когда зелень пользуется спросом у горожан, занимались выращиванием лука на перо. Десятками килограммов возили его в Петербург.

Еще у них были бройлеры. На птицефабрике покупали цыплят и несколько месяцев их откармливали, пока они не достигнут веса 5–6 килограммов. О масштабах этого конвейера говорит тот факт, что в месяц на место выбывших откормленных бройлеров ставилось порядка 150 голов молодняка. Сейчас фермеры вынуждены сделать небольшой перерыв в этом бизнесе, потому что птицефабрика, где приобретали цыплят, закрылась, и они ищут новое предприятие, которое обеспечивало бы их молодняком.

Луша, Маечка, Марточка...

— Но всё это для нас не главное, — говорит Татьяна Альбертовна. — С первых дней, как мы с мужем стали фермерами, мы думали о более серьезном производстве, которое можно в деревне развернуть в больших масштабах. Остановились на коровах, помня, что буренка всегда в деревне была кормилицей.

На свои сбережения фермеры приобрели за 140 тысяч рублей нетель в племенном хозяйстве. Назвали ее Луша. Привередливой была, даже сбежала однажды, несколько дней ее искали. А Луша, видимо, поняла, что лучше ей нигде не будет, и сама возвратилась к новым хозяевам.

— После отела Луша стала давать много молока, причем жирного, вкусного, — говорит Татьяна Альбертовна. — Поэтому от покупателей отбоя не было. А мне хотелось и масло, и творог делать, сливками родню побаловать. Пришлось еще покупать коров.

Сегодня у семьи фермеров — три коровы, нетель, которая в июле должна телиться, еще есть телочка Марточка. Свою хозяйку узнает издалека, тянется к ней. Марточку фермеры будут растить, хорошая корова из нее должна получиться. В планах — иметь в хозяйстве не менее 10 буренок.

— Некоторые говорят, что сегодня держать корову в деревне невыгодно, а вы на такое поголовье замахнулись. Не боитесь? — поинтересовались мы у Татьяны Альбертовны.

— Десять коров мы хотим держать в ближайшее время, а в перспективе — еще больше. Почему? Хотя наши коровы и дают почти по 8 тонн молока в год, нам его не хватает. А у меня еще много заказов на мягкий сыр, который делаем. Когда у нас будет больше коров, то начну производить и твердые сыры. О том, как их готовить, много читала, интересовалась у сыроделов из других регионов. Думаю, что у нас должно получиться.

Татьяна Альбертовна с увлечением перечисляет названия сыров, объясняет, чем они отличаются друг от друга. Поделилась она и своими секретами. Оказывается, они с мужем мечтают приобрести компактную сыроварню. Но своих средств не хватает, поэтому фермеры надеются на грант. Сейчас Татьяна Альбертовна готовит необходимые документы для участия в конкурсе как начинающий фермер.

Шаг за шагом бывшие горожане познают крестьянскую науку. Чтобы получать больше молока, начали выращивать для коров корнеплоды. Возле дома скважину пробурили, потратив на это 70 тысяч рублей. Освоились с заготовкой кормов, правда, техники пока для этого нет, собираются приобретать…

* * *

Когда мы прощались с Татьяной Альбертовной, она как бы невзначай заметила: «Не хотелось бы, чтоб кто-то подумал, будто мы здесь звезды хватаем с небес. Это не так. Тяжело приходится, ведь начинали с нуля. Но встаем на ноги. Надеемся, что нашим детям, внукам, которые придут сюда продолжить начатое нами дело, будет легче. Еще верим, что деревня эта, в которой сейчас постоянно живут только в двух домах, сохранится».