Телеграм канал Новгородские Ведомости

Суббота, 26 апреля 2025

Надежда Маркова

«Сейчас будем давить масло!»

Чтобы выдавить 250 мл масла, нужно минимум 30 минут

Чтобы выдавить 250 мл масла, нужно минимум 30 минут

Фото: автора

Масляный дворик Екатерины Новиковой снабжает натуральным продуктом друзей и знакомых

Едва я переступила порог дома Екатерины НОВИКОВОЙ в деревне Медвежья Голова Новгородского района, хозяйка тут же достала килограмм чищеных семечек подсолнечника и вручила их мне со словами: «Сейчас будем давить масло!».

Семечки предстояло высыпать в льняной мешочек, после чего поместить его в дубовый бочонок, накрыть деревянной крышкой, настроить поршни и — можно нажимать на рычаг.

— Подсолнечное масло получается при давлении в 15 т, — поясняла Екатерина, с усилием нажимая на рычаг. — Сейчас создадим необходимое давление, доведём показатели на барометре до нужных цифр, и можно немного передохнуть. Потом будем лишь иногда подкачивать, чтобы давление не падало.

Несколько минут физических упражнений, и первые капли подсолнечного масла стали стекать в заранее приготовленную бутыль. Совместными усилиями за полчаса нам удалось выжать из килограмма семечек подсолнечника 250 мл живого масла.

— Легче всего работать с грецким и кедровым орехами — при давлении на 10 т. А вот масло чёрного тмина, например, давится на 30 т, и уходит на это около 8 часов. Поэтому все масла я давлю индивидуально под каждый заказ. В промышленных масштабах это делать просто невозможно. Так что огромных мешков с семенами и орехами у нас тоже нет, приобретаем небольшими партиями, — объясняла Екатерина, упаковывая мою бутылочку масла в пакет и подписывая дату отжима. Это важно знать, ведь оптимальный срок хранения сыродавленого масла — месяц. Можно, конечно, и чуть дольше, но тогда пользы в продукте будет уже меньше.

Для сохранения полезных свойств масла важна и температура — как производства, так и хранения.

— Чем она ниже, тем масло дольше сохраняет свои пользу и вкус. Наше масло отжимается в дубовой бочке методом прессования, и температура при этом остается естественная, не выше 20 градусов. Поэтому в масле сохраняются все полезные свойства. Хранить такое масло нужно в темном прохладном месте, например, в холодильнике, — продолжала просвещать меня Екатерина. — Для полезных свойств масла свет губителен, поэтому оно должно быть обязательно в темной непрозрачной бутылке или полностью обернуто бумагой https://dozaplus.ru/catalog/zakrutchiki_kryshek.

Члены семьи Екатерины давно являются приверженцами здорового питания. Но, как водится, более тщательно следить за тем, что они едят, Новиковы стали с появлением в их жизни ребёнка. А детально изучив процесс изготовления магазинного масла, которое нередко обрабатывается бензином, они ещё раз убедились в правильности своего решения по приобретению пресса.

Увлечению Екатерины — почти год. Распробовав масла и наладив их производство, она задумалась о том, что можно их рекомендовать друзьям и знакомым. Так появилась группа в соцсети, был разработан логотип.

— В среднем у меня 2–3 заказа в неделю. Этого, конечно, мало, чтобы отбить все затраты, но и большой объем мне пока не выполнить.

Несмотря на всю кажущуюся простоту изготовление масла — процесс трудоёмкий как с технологической точки зрения, так и в плане выбора сырья.

— Первое время у нас страдала гидравлика пресса. Нужно правильно затягивать болты на бочке, чтобы она не развалилась в процессе давления — сила-то огромная, — говорит Екатерина. — Но методом проб и ошибок, а также советов от бывалых маслоделов из других регионов мы этот процесс наладили. С сырьем проблем тоже нет — закупаемся в основном на одной из новгородских оптовых баз, где нас уже хорошо знают. Проблемы возникают со льном. Хотели найти местного производителя, но пока приобретаем лён у воронежских фермеров.

Ассортимент масел, которые делает Екатерина Новикова, постоянно обновляется. Среди самых популярных — подсолнечное и льняное. Есть также и кунжутное, тыквенное, кедровое, грецкое, миндальное, арахисовое. А не так давно появились и сладости: сушеные фрукты, пастила, халва.

— У меня — по сути, безотходное производство, — шутит Катя. — Ведь из жмыха, который остаётся после давления, я делаю халву и хлебцы. Или отдаю соседским курам, которые очень полюбили этот продукт.