Пятница, 03 мая 2024

Анна Мельникова

Время собирать камни

Поиск надгробных камней японских военнопленных начался десять лет назад. 12 валунов уже найдены, предстоит отыскать ещё семь

Фото: из архива Светланы Потаповой

В поиске валунов с японскими иероглифами в селе Медведь примут участие новгородские школьники

В центре села Медведь Шимского района есть скромный мемориал. С двух сторон плиты, на которой выведены японские имена на русском и японском языках, расположено по шесть крупных камней с высеченными на них иероглифами. История их появления в новгородской глубинке удивительна и связана с малоизученной Русско-японской войной 1904 –1905 гг.

Эти валуны — не что иное, как надгробные камни с могил военнопленных из массового лагеря японских солдат, что находился в аракчеевских казармах в период войны. Известно, что всего в Медведе необычных камней должно быть 19, столько японцев умерло в лагере от болезней и полученных на войне ран. Их имена можно прочитать на памятном знаке.

Учитывая, что всего в нём находились три тысячи жителей из далёкой Страны восходящего солнца, можно предположить: условия жизни и содержание пленных солдат и офицеров были приемлемы и достойны. Не случайно Русско-японскую войну ещё называют «последней джентльменской войной». Обе стороны относились друг к другу почтительно. К слову, участок для захоронения японцев был выделен на старинном офицерском кладбище, что располагалось в трёхстах метрах от села.

Уже в 1908 году в Медведь прибыла японская делегация, чтобы забрать тела похороненных соотечественников. А о камнях надолго забыли. По одной версии, с течением времени их накрыло землей, и они затерялись, по другой — в советские годы по бывшему кладбищу прошёл грейдер, в результате камни ушли глубоко под землю.

Поиск могильных валунов начался десять лет назад. Предстоит отыскать ещё семь камней. С японской стороны инициатором раскопок стал Йосихико Мори, директор Токийского института русского языка. С российской стороны постоянными участниками поиска стали учитель, в прошлом — директор Медведской средней школы Виктор Николаевич Иванов, его ученики, а также сотрудники поселковой администрации.

В этом году желающих окунуться в полевые исследования должно быть больше. Благодаря книге «Надя-сан из села Медведь» новгородской журналистки, собкора «Учительской газеты» Светланы Потаповой, к раскопкам, которые состоятся 25 и 26 мая, планируют присоединиться школьники из Великого Новгорода, Пестова, Старой Руссы. Интерес к сюжету взаимоотношений русской учительницы Надежды Карповой и пленного японского офицера Масакадзу Хигаки, описанному в романе, привёл юных читателей в то самое место, где эта история развивалась.

— Господин Йосихико Мори родом из Мацуямы, японского города, где был лагерь для русских пленных во время Русско-японской войны. Там до сих пор сохранилось русское кладбище, за которым японцы ухаживают. Эта история вдохновила японского учёного начать поиски в Медведе. С Йосихико Мори я познакомилась на раскопках в мае прошлого года, — рассказала Светлана. — Наличие лагеря для японских военнопленных на территории нынешней Новгородской области — факт уникальный. Мой роман стал основой для всероссийского образовательного проекта. Стартовал он осенью, и уже появилось несколько подпроектов. Например, новгородская гимназия «Гармония» подготовила квест по селу Медведь. Школьников из посёлка Уторгош Шимского района привлекла тема по изучению диалектной речи. Пестовские дети подготовили музыкально-изобразительную программу о традициях Японии. К проекту присоединились также и школы из других регионов России. Ученица ярославской школы сделала рисунки к моему роману.

Площадь поля, где ищут камни, — не более 10 соток. Пользуются исследователи лопатами и щупами. Кстати, Йосихико Мори привозит из Японии специальный металлический стержень, который при ударе с камнем издаёт характерный звук.

Не всегда экспедиция оказывается результативной. Так, в прошлом году камней обнаружить не удалось. Возможно, в этом году исследователям повезёт больше. И памятный знак пополнится ещё несколькими валунами.