Вторник, 24 декабря 2024

Людмила Данилкина

Основа для рисунка,

Ирина Райцева на занятии по росписи

Фото: автора

или Творческий круговорот Ирины Райцевой

Мошенская школа искусств завершила учебный год большим отчётным концертом и выставкой работ воспитанников.

— Для моих ребят год выдался насыщенным, — говорит Ирина РАЙЦЕВА, педагог по рисунку, живописи, композиции. — Мы поучаствовали в нескольких региональных конкурсах, и есть победы, регулярно ездим на мастер-классы в областной Дом народного творчества и в Музей художественной культуры Новгородской земли.

На занятия к Ирине Сергеевне ежегодно ходят более 50 мальчишек и девчонок — от детсадовцев до старшеклассников. Основной курс художественного отделения — четыре года, но до поступления в первый класс школы искусств ребята имеют возможность позаниматься по авторской подготовительной программе «Я рисую», разработанной Райцевой.

— Она составлена так, чтобы рисованием могли заниматься все желающие дети, а не только одаренные. Моя задача как наставника — каждому учащемуся задать индивидуальную траекторию развития: кому-то нужно, чтобы его чаще контролировали и помогали, другому же можно дать больше самостоятельной работы, — объясняет Ирина Сергеевна.

Райцева не мыслит себя без живописи и педагогики. Говорит, что когда сама была школьницей, в какие только кружки не ходила, и в студию ИЗО тоже, но тогда еще не думала, что всю жизнь будет рисовать.

— Закончила Боровичский педагогический колледж по направлению «Начальные классы», но со специализацией по ИЗО. Устроилась в Мошенскую среднюю школу учителем МХК и рисования и поступила в НовГУ на факультет искусств и технологий, — продолжает разговор собеседница. — И вот уже в вузе открыла для себя роспись по дереву — поначалу пробовала разные виды, а потом так увлеклась, что диплом по этой теме делала. С тех пор у меня всегда поблизости доски, ложки, шкатулки, которые нужно сделать яркими, запоминающимися. Предпочтение отдаю городецкой росписи — она сюжетная, ею можно пословицы, сказки, стихотворения иллюстрировать. Бывает, сочетаю разные виды — недавно на ларец сюжет в городецком стиле нанесла и добавила новгородский растительный орнамент, характерный для прялочных росписей наших мест.

В основной учебный курс художественного отделения школы искусств, в которой Райцева преподает уже 13 лет, изначально не входила роспись по дереву. Это направление пришлось включить после того, как дети увидели работы своего педагога и стали просить научить и их. Теперь в школе действует студия «Мастера».

Более 12 лет отдала наша героиня и работе в Мошенской картинной галерее, в которой сейчас хранится 156 живописных работ.

— Я считаю, что в каждом районе области, даже в небольшом, должны быть как постоянная коллекция картин художников, так и привозные экспозиции. Для чего? Чтобы приобщать людей к искусству, формировать навык различать красивое и безобразное, — приводит доводы Райцева. Конечно, можно зайти в Интернет и посмотреть там изображения мировых шедевров, но при этом человек не ощутит особой атмосферы музейного зала, энергетики, которая исходит от полотен. Наша галерея много выставок проводит, различных культурно-познавательных мероприятий, основными участниками которых являются дети. Если ребенка не учить понимать живопись, наслаждаться музыкой оркестра, сопереживать героям драматургических пьес, он, повзрослев, никогда не пойдет ни в театр, ни в концертный зал, ни в музей.

В Мошенской школе искусств завершился учебный год. Педагоги скоро пойдут в отпуска. Но, как говорит Ирина Райцева, летом для нее наступает что ни на есть самый жаркий сезон как для художницы:

— Я еще увлекаюсь акварельной и масляной живописью. Бывает, подустану расписывать шкатулки, начинает тянуть к легкости акварели, когда ее становится много, хочется взяться за тяжелое масло, ну а потом снова возвращаюсь к городецкой росписи. В таком вот творческом круговороте и живу...