Воскресенье, 28 апреля 2024

Василий Дубовский

Она вернулась

«Марфа Посадница. Уничтожение Новгородского веча». К.В. Лебедев

Фото: с сайта rusidea.org

Даже Марфа Посадница теперь навещает Новгород из Москвы

Накануне Дня города в областном центре была открыта выставка «Шаг в историю», на которой представлены произведения русских художников второй половины XIX — начала XX веков из собрания Государственной Третьяковской галереи и Новгородского музея-заповедника.

Собственно, московская картина только одна. Но какая! На родине русской демократии демонстрируется историческое полотно Клавдия Лебедева «Марфа Посадница. Уничтожение Новгородского веча». Что ни говори, а второй поход войска московского великого князя Ивана III на мятежный Новгород (1477–1478 годы) — крупная историческая веха. Соответственно, и полотно у Лебедева немаленькое — 250,6х409,8 см.

В Сети уже зафиксировали «привоз уничтожения» на «праздник города». Можно и поиронизировать — само же в руки идет. Всё это только слова. А дело сделано. Более 540 лет как. Уж и самой картине Клавдия Васильевича немало — ровно 130 лет. Притом картина несколько десятилетий пролежала в фондах галереи и только в прошлом году по завершении масштабной реставрации была представлена в ГТГ на обозрение публике. Чем не подарок?

И вот — первый картинный визит «Марфы» в Великий Новгород. Звенел колокол. Звучали вдохновенные слова: «Не страшись угроз Иоанновых, когда сердце твое пылает любовью к Отечеству и святым уставам его!». Отрывок-монолог из спектакля по Карамзину прочла народная артистка России, актриса Театра драмы им. Ф.М. Достоевского Татьяна Каратаева.

Прочтем и мы, из Карамзина же. «Лучше погибнуть от руки Иоанновой, нежели спастись от вашей» — это ответ «последней гражданки Новгорода» на предложение помощи от Польши.

Новгородский историк Сергей ТРОЯНОВСКИЙ полагает, что всё же «выбор в XVI веке стоял не между деспотией и демократией, а между Иваном III и королем Казимиром». Таким образом, Марфа Борецкая предстает фигурой, «препятствовавшей общерусскому единству».

Но стоит подойти к картине и... Волею художника она, эта женщина, вызывает сочувствие, даже симпатию. Одинокая и неколебимая среди разыгрывающейся у нее на глазах драмы, исход которой уже совершенно ясен. И столько же в ней стойкости, как в башне вечевой, что за спиною Марфы.

«И воздвигнут ей памятник вместо дыбы» — это из эпиграфа аннотации к картине Александра Литовченко «Боярыня Морозова». А будто про Борецкую. В выставочном зале они рядом — боярыня и посадница. Хороший ход. Вообще, экспозиция хорошо «сшита». Эти нити тянутся от картины к картине — связь тематическая, авторски личностная и т.д.

— Изначально была идея показать только «Марфу Борецкую», такое практикуется — выставка одной картины, — рассказывает заместитель генерального директора НГОМЗ Олеся РУДЬ. — Но ведь выставка — это возможность по-иному показать имеющееся собрание. Как раз связав их композиционно.

Поскольку это удалось, «Шаг в историю» — наш, зрительский. Вроде немного представлено работ, а получается объемный образ прошлого. Тут и драма истории, и мирный патриархальный быт (например, «Базар у крепостной стены» Ивана Горюшкина), и времена совсем уж укромные — былинные («Гусляры» Виктора Васнецова), и... Ну как в Новгороде, да еще к празднику, без царя-батюшки нашего Грозного?

Между тем картину Петра Добрынина «Иван Грозный осматривает роспись палат» некоторым образом роднит с полотном Клавдия Лебедева то, что она тоже — недавно «из починки». Возможно, посетитель, скользнув взглядом, не поймет, что тут особенного. Надо царю, вот и осматривает он палаты эти. А вот как излагает сюжет куратор выставки искусствовед Ирина ВАСИЛЬЕВА: «У этой яркой, орнаментальной картины — глубокий смысл. Ключ к пониманию — изображения второго плана, представляющие ситуацию нравственного перепутья. Окно — как путь света. Александровская слобода, откуда есть пошла опричнина...».

Чтобы закончить на оптимистической ноте, предлагаем в дополнение более жизнерадостный сюжет — 14 июня в Музее изобразительных искусств откроется совместная с Пушкинским музеем выставка, приуроченная к 220-летию со дня рождения Александра Сергеевича.