Вторник, 05 ноября 2024

Людмила Данилкина

Опасное соседство

На химобработку зарослей борщевика в Демянском районе требуется более 15 миллионов рублей

Фото: из открытых источников

По паспорту засорённости в Демянском районе более 500 га занято борщевиком

Сейчас во всех районах области идет борьба с борщевиком. Не исключение и Демянский — здесь этот сорняк захватил самые большие площади в Ильиногорском и Полновском поселениях.

По словам Татьяны АНДРЕЕВОЙ, специалиста отдела по экономическому развитию, сельскому хозяйству и продовольствию районной администрации, в прошлом году была проинвентаризирована вся территория муниципалитета как раз на предмет произрастания борщевика. Ядовитое растение заняло 575 га, причем больше его на землях населенных пунктов — более 300 га. Что касается участков сельхозназначения, то ядовитый сорняк распространился уже на площади в 200 га.

— В прошлом году мы, отталкиваясь от коммерческих предложений фирм, просчитывали финансовую потребность на двукратную химическую обработку всей засоренной борщевиком земли. Тогда, при стоимости такой услуги в 27 тысяч рублей за гектар, нам нужно было более 15 миллионов рублей. В этом году — еще больше, поскольку изменилась цена обработки, — объясняет Татьяна Борисовна. — Таких денег нет ни у семи наших поселений, ни в районном бюджете. Как выходим из положения? Муниципальные образования всё же закладывают ежегодно определенную сумму, исходя из своих возможностей, нанимают людей и скашивают борщевик там, где он представляет большую угрозу для людей.

В этом году исполнительные органы власти, согласно областному закону, получили право выходить с проверками на участки как физических, так и юридических лиц и накладывать административное взыскание в случае отказа собственников расчищать землю от борщевика.

Однако, как говорят специалисты, в этом вопросе есть свои сложности.

— С жилыми частными домовладениями проблем, как правило, не возникает — хозяевам не нужны заросли ядовитого растения. Но далеко не по всем адресам есть постояльцы: избы и участки заброшены, хотя и являются частной собственностью, и отыскать владельцев зачастую не представляется возможным, — говорит Андреева. — Чтобы выйти с проверкой на площадку фирмы или компании, необходимо для начала направить соответствующий запрос в прокуратуру, получить оттуда разрешение, уведомить предпринимателя. В общем, инспекции предшествует длительная подготовительная процедура, а борщевик в это время набирает силу. Что касается земель сельхозназначения, то большие площади не востребованы, то есть нет ни собственников, ни пользователей. Право распоряжения передано поселениям, бюджет которых, как я уже сказала, не может потянуть расходы на уничтожение сорняка. Кроме того, борщевик захватил почти 20 га придорожных полос, ответственность за которые несет «Новгородавтодор» — сейчас специалисты сельских администраций проводят фотофиксацию и отправляют письма в это областное учреждение. Такая же история и с полосой отвода газопровода, проходящего по нашей территории.

На вопрос, какие меры нужно предпринять, чтобы переломить ситуацию, в администрации говорят, что поскольку борщевик — это проблема не одной только Новгородской области, но и соседних тоже, необходима программа на федеральном уровне.

Но как бы там ни было, в Демянском районе ведут борьбу с борщевиком. Еженедельно члены административной комиссии объезжают деревни, совершают подворовый обход, выносят предписания и даже штрафуют нерадивых хозяев. И удается-таки пусть понемногу, но отвоевывать землю.

По информации правительства региона, чтобы повсеместно по области ликвидировать борщевик, необходимо ежегодно в течение четырёх-пяти лет тратить на эти цели порядка 75 млн рублей.