Большая Валдайская тропа зовёт в Зелёный мир
Она действительно большая, ведь ее протяженность составляет 59 километров. И уже действует, служит любителям экотуризма несмотря на то, что официальное открытие задерживается.
Как рассказали «НВ» в администрации национального парка «Валдайский», иные желающие познакомиться с валдайской природой поближе обращаются, чтобы поставить в известность о своих планах аж на будущий год.
Старт — у Валдайского озера, финиш — у озера Вельё. Всякий успешно преодолевший многокилометровый путь может с чистым сердцем передать привет от валдайской елки демянской сосне. Или от дуба — вязу, или еще как-то. Факт тот, что тип растительности по ходу движения из точки «а» в точку «б» несколько отличается, что вполне можно заметить. А чего сам не заметишь, о том прочтешь на информационных стендах.
Полный маршрут рассчитан на 5 дней, поэтому предусмотрено столько же остановок, где можно расположиться на отдых в палатках, разжечь костерок. Есть точки привала. Но это чтобы дать своим плечам передышку от рюкзака.
На пути — четыре моста. В том числе — подвесной через Полометь. Там не может не понравиться. Довольно высокий переход, прекрасный обзор, живописная шумная речка — красота!
Что касается верхоглядства, самый подходящий объект для этого — вышка на Рыжохе. Этот холм — самая «вздернутая» точка на территории национального парка — 296 метров над уровнем моря. Добавьте к этому 25 метров стальной вышки со смотровой площадкой наверху. Но нужна оптика, бинокль, чтобы рассмотреть не только лесной полог, но и Вельё. То есть получить впечатления по полной.
Кстати, уже замечено, что есть любители бывать именно и только здесь. Маршрут Большой Валдайской тропы тем и удобен, что предполагает ее прохождение в самых разных вариантах — местами, отрезками.
Вышка на Рыжохе, возведение которой обошлось в 6 миллионов рублей, — самый дорогой объект Большой Валдайской тропы. Общая стоимость проекта — 14 миллионов рублей. Более половины этой суммы профинансировало Министерство природных ресурсов и экологии России, остальную часть составил спонсорский взнос РЖД.
— Подобные объекты пока не имеют широкого распространения в стране, — говорит заместитель директора национального парка «Валдайский» по экологическому просвещению и туризму Татьяна ГЕРАСИМОВА. — Наиболее известны Севастопольская, Байкальская тропы. Возможно, наша, Валдайская, станет популярнее их. Почему нет? Хотя это не самоцель. Экологическая тропа — своеобразный музей под открытым небом. Главная же задача любого музея — просветительская.
Но для специалиста познавательный маршрут подобен испытательному полигону.
— Когда мы прокладывали маршрут тропы, видели следы животных, гнезда птиц. Все эти обитатели, конечно, постараются ретироваться с пути, где будут массово ходить люди, — рассказывает научный сотрудник национального парка «Валдайский» Максим ПОНОМАРЕВ. — Этим, однако, изменения, связанные с активным присутствием человека, не ограничатся.
Максим называет термин, который человека, далекого от проблем так называемого антропогенного воздействия, возможно, позабавит. Это — «вытаптывание». Представьте себе, долго «топая» по маршруту, мы можем заменить одни растения на другие. Появятся растения-синантропы, произрастающие вблизи мест, где живет человек, — злаки, земляника, подорожник.
Так вот, специалисты будут всё это наблюдать, фиксировать и делать выводы. Скажем, относительно коррекции маршрута тропы. Она позволит им определить некие лимиты использования природных ресурсов, нагрузки на пока что нетронутые зоны при условии дальнейшего развития рекреации и т.д.
Смотрите, что получается: вроде, ничего такого особенного не делаете, просто гуляете, дышите свежим воздухом, впитываете новую информацию и одновременно вносите свой посильный вклад в науку. Класс! Есть повод собой гордиться. Сплошное удовольствие и практически никакого риска. Потому как повидаться с Потапычем на самом деле едва ли у вас получится. Хоть валдайский лес по типу своему и является подзоной тайги, встретитесь вы, скорее, с МЧС. Если каким-то непостижимым образом собьетесь с пути. Там знают про каждого организованно ушедшего экотуриста, если что.