Вторник, 24 декабря 2024

Людмила Данилкина

Типология старости

Элина Виноградова (слева) с подопечной стационарного отделения КЦСО

Фото: автора

Сотрудники социальной службы больше не ждут, когда пожилые люди обратятся к ним, а сами выявляют тех, кто нуждается в помощи

В социальных учреждениях области второй год создается схема оказания долговременного ухода за пожилыми новгородцами, которые в силу обстоятельств уже не могут в полной мере себя обихаживать.

Как рассказала Элина ВИНОГРАДОВА, директор Демянского комплексного центра социального обслуживания, в прошлом году наш регион был пилотным по работе с людьми преклонного возраста. В текущем же долговременный уход стал частью мероприятий национального проекта «Демография».

— Основная наша задача — продлить полноценную жизнь людям старшего поколения или по максимуму оказывать помощь тем, кому она нужна, вне зависимости от того, находится человек в городе или деревне, тяжело болеет или чувствует себя нормально, проживает один или в семье, существует затворником или проявляет активность, жаждет творчества и общения, — объясняет первопричины реализации мер долговременного ухода Элина Викторовна. — И если раньше организации нашей службы ждали, когда пенсионер сам сообщит о своем желании быть под присмотром социальных работников, то теперь, кроме заявительной системы, действует еще и выявительная. То есть мы посещаем, часто в составе межведомственных мобильных бригад, пожилых жителей района, оцениваем их состояние и если видим, что им приходится трудно, предлагаем помощь.

В этом году сотрудники центра провели уже два этапа типизации пожилых жителей Демянского района. Как объясняют специалисты, сейчас, как и прежде, клиенты службы пишут заявление на получение социальных услуг, но если раньше им и оказывалась только та помощь, о которой они просили, то теперь эксперты социального ведомства определяют сами, какие меры гражданам нужны больше.

— В ходе типизации мы детально опрашиваем пожилых демянцев о том, что они могут делать по хозяйству, ходят ли сами в магазин, есть ли родственники, готовые помочь, не испытывает ли человек трудностей при принятии ванны. Бабушка или дедушка могут сказать, что у них все хорошо, но при этом рядом будут стоять, например, ходунки или тросточка, что подскажет о необходимости дополнительно обследовать человека в больнице и уже вместе с докторами принять решение о социальном обслуживании — стационарном, полустационарном или на дому, — продолжает разговор Виноградова. — В ходе первого этапа типизации мы всех людей преклонного возраста, состоящих на учете в нашем центре, опросили и уточнили именно для них меры помощи. Во время следующего этапа оценили изменения, которые произошли в их жизни после первой типизации. И, кроме того, в поездках по деревням выявили 16 человек, которым сторонняя помощь давно уже была нужна, но они либо не решались к нам обратиться, либо просто не знали, что социальные работники готовы приходить к ним домой.

Элина Викторовна говорит, что, реализуя программу долговременного ухода, специалисты центра изменили и свое отношение к обязанностям. Например, то же надомное обслуживание перестало носить формальный характер.

В ближайшее время в демянском центре пройдет обучение новым технологиям работы по программе долговременного ухода за пожилыми гражданами. Курсы пройдут все социальные работники района.