Вторник, 30 апреля 2024

Елена Кузьмина

Возвращение домой

Листок с данными сержанта Бориса Лебедева сохранился благодаря тому, что находился в пластиковом медальоне. Поисковики находят и деревянные капсулы, но по понятным причинам они пусты

Фото: из архива отряда «Находка»

Демянские поисковики нашли родных красноармейца, останки которого обнаружили на дне озера Вельё

В прошлом номере мы писали об удивительной экспедиции, которая прошла на озере Вельё в Демянском районе. И не думали, что в новом выпуске будем писать о продолжении истории. Новые подробности заставляют и грустить, и радоваться одновременно.

«Лебедевой А.П.»...

Итак, поисковики отряда «Находка» и аквалангисты новгородского дайвинг-клуба «Аквилон» при поддержке Российского военно-исторического общества организовали подъём останков бойцов 89-го стрелкового полка 23-й стрелковой дивизии, которые осенью 1941 года вели в районе Велья бои с гитлеровскими войсками. Тогда часть территории озера была сушей — её затопило после строительства плотины в 1950-е годы.

Участникам подводной экспедиции удалось поднять останки 19 красноармейцев. Кроме того, поисковики нашли три смертных медальона, в одном из которых сохранился бланк с данными бойца.

Медальон принадлежал сержанту Борису Константиновичу Лебедеву, родившемуся в 1918 году и числившемуся пропавшим без вести в октябре-ноябре 1941 года. Он был уроженцем Ярославской области, жил в деревне Журавлево.

Поисковикам нечасто удается устанавливать имена бойцов, останки которых они находят на местах боев Великой Отечественной войны. Когда такое происходит, это всегда большая радость. Но если получается найти родственников бойца и передать им его останки — это радость вдвойне.

— Боец на обрывке обычной бумаги написал подробный адрес и фамилию того человека, которому хотел сообщить о своей смерти. «Лебедевой А.П.» — было написано в записке, — рассказал Александр МОРЗУНОВ, командир отряда «Находка», о содержании бланка, извлеченного из смертного медальона.

Учтён как пропавший без вести

После архивных поисков стало понятно, что «Лебедева А.П.» — это мать солдата. Александра Петровна. В электронном архиве Центрального архива Минобороны среди данных о погибших солдатах с таким именем обнаружилось совпадение — напротив имени одного из красноармейцев в графе «кому сообщить» было указано: мать — Лебедева А. П. — и полный адрес, который точно совпал с записью в смертном медальоне погибшего солдата.

— Борис Лебедев погиб, как мы теперь знаем, в боях 26–28 ноября 1941 года за деревни Вельё, Осинушка, Бураково, — говорит Морзунов. — Тогда, в 1941-м, он был оставлен на минном поле на линии фронта и был учтён во всех документах как пропавший без вести.

Останки красноармейца нашли у больших камней, которые сейчас находятся под водой, на месте старой береговой линии, у взорванного в 1941 году моста. Александр Морзунов предполагает, что во время боя Борис Лебедев прятался за валунами. Тогда они не помогли сохранить ему жизнь, но несмотря на прошедшие годы помогли сохранить останки сержанта, ушедшие в ил. По наблюдениям поисковиков, кости бойцов, лежавшие на открытых местах под водой, сохранились гораздо хуже.

Три монеты

Обычно если удается установить место рождения бойца, поисковики обращаются в администрацию того сельского поселения или города, откуда красноармеец родом. Так сделали и на этот раз. Оказалось, что Журавлево по-прежнему стоит, но уже считается умирающей деревней.

Удалось выяснить, что у Бориса Лебедева, которому на момент гибели исполнилось всего 23 года, не было своей семьи, но войну пережили его старший брат, сестра и мать. Александр Морзунов смог пообщаться с дочерью брата, племянницей погибшего бойца — Ниной Николаевной. Сейчас ей 86 лет. Она сказала, что мать красноармейца долго разыскивала сына, никак не могла смириться, что он исчез бесследно. Нина Николаевна даже немного помнит дядю. В 1941 году ей было восемь лет.

У родных сохранился и снимок бойца, сделанный в Даугавпилсе (Латвия), где служил Борис Лебедев. К слову, поисковики по размеру костей бойца сразу поняли, что юный красноармеец был высоким. И Нина Николаевна подтвердила — на фото Борис Лебедев высокий и стройный.

— Нина Николаевна рассказывала о своём пропавшем дяде, не сдерживая слез, — говорит Морзунов.

Вместе с прахом красноармейца поисковики подняли и его личные вещи, остатки обмундирования. В том числе три монеты — две советские и одну латвийскую. Участники экспедиции гадали, откуда у красноармейца латвийская монета. И вот всё стало на свои места.

* * *

Теперь поисковикам предстоит передать останки бойца его родственникам. Предполагается, что их захоронят в Рыбинске на военном мемориальном кладбище, где уже покоится прах солдат и офицеров, скончавшихся в эвакогоспиталях, и красноармейцев, найденных поисковиками со всей страны.