Воскресенье, 19 мая 2024

Анна Мельникова

Строчка длиною в жизнь

Благодаря стараниям Марии Афанасьевой сохранены традиции крестецкого промысла

Фото: из архива Марии Афанасьевой

Первой в России звание Почётного работника народных художественных промыслов получила мастерица из Крестец

«Мыльный пузырь», «паучки», «ободки», «старинный гипюр» — базовые элементы вышивки крестецкой строчки. Они словно ноты, из которых потом рождаются произведения — изысканные орнаменты, украшающие скатерти, столешники, салфетки, блузы и платья. Сорок восемь лет узоры для изделий «строчки» придумывает Мария Евгеньевна АФАНАСЬЕВА. Её имя внесено в Книгу Почёта Новгородской области, она — Заслуженный художник РФ. А с недавнего времени ещё и первый в стране Почётный работник народных художественных промыслов.

Несмотря на то, что Мария Евгеньевна давно на пенсии, фабрика «Крестецкая строчка» ещё нуждается в ней. Привлекают её для консультаций. В день моего визита на предприятие художница трудилась над созданием эскиза композиции для одежды. Запрос поступил от московского модельера.

Незнакомые Крестцы

Профессиональный путь Марии Евгеньевны начался в 1971 году, когда сразу после окончания Московского художественно-промышленного училища имени Калинина она оказалась на «Крестецкой строчке». По распределению совсем ещё юную Машу направили в незнакомые ей Крестцы. О посёлке знала только со слов подруг, с которыми вместе училась.

Мария Евгеньевна пришла на фабрику совсем ещё юной девушкой

— Я родилась в Житомирской области и хотела после училища вернуться на родину. Но в тот период молодые специалисты предприятиям там не требовались. И тогда передо мной встал выбор: отправиться в Среднюю Азию или в Крестцы. Девочки, проходившие практику на «Крестецкой строчке», были восхищены её мастерицами. Они-то мне и посоветовали поехать в посёлок. Тем более что и Новгород недалеко. В общем, как писал Лермонтов: «На светские цепи, на блеск утомительный бала цетущие степи Украйны она променяла», — с улыбкой пояснила Мария Евгеньевна.

По её словам, секреты старинного промысла ей помогали раскрывать изделия из богатейшего музейного фонда фабрики. Уже только от одного — подержать их в руках — приходило вдохновение. А опытные мастерицы, если надо, подсказывали, как ей свои задумки реализовать.

После училища она два года занималась моделированием, затем была назначена художником, а уже через десять лет возглавила большой коллектив мастерской в должности главного художника фабрики. В её обязанности, в частности, входила разработка новых рисунков, моделей, ассортимента.

— Что-то новое всегда сложно придумать. Тем более когда много-много лет работаешь, — призналась она. — Но всегда хочется удивлять. В этом занятии важно иметь воображение, чтобы в голове складывались рисунки.

И чтобы мне хоть немного были понятны принципы их образования, Мария Евгеньевна подвела меня к широкому столу, где разложила миллиметровку с примерами макетов ажурных домиков, ёлочек, снежинок и прочих невероятных узоров. С такими сокровищами Марии Евгеньевне уже впору книгу об искусстве крестецкой строчки выпускать. Но она на моё предложение скромно заметила: «Это дело серьёзное. Мне его, пожалуй, не осилить».

Творчество не знает границ

В 1990-е годы, когда фабрике пришлось сократить мастериц-надомниц — а по воспоминаниям Марии Евгеньевны, целая их артель трудилась в одном из военных городков в Тверской области, — было уже не до творчества и не до искусства. Приходилось брать заказы на продукцию, которая художественной ценности не представляла, зато давала деньги.

— Шили ресторанные скатерти. От нас требовалось сделать на них всего две мережки — самые простые элементы, — рассказала художница. — Многие не верили в предприятие, что оно сможет возродиться. Кадры теряли и теряли.

С 2015 года, после того как убыточное и разрушенное предприятие выкупил бизнесмен Антон Георгиев, «Крестецкая строчка» обрела новую жизнь. Впрочем, её вещи в хорошем смысле слова продолжают сохранять консерватизм.

По наблюдениям Марии Евгеньевны, в народном промысле та же технология передачи традиции, что и в академической живописи. Как начинающий художник копирует известные полотна, так и ремесленник учится на лучших образцах, чтобы потом стать мастером.

В какой момент себя им почувствовала Мария Афанасьева? Над этим вопросом она немного поразмыслила:

— Всегда сомневаешься, когда изделие уже готово. Кажется, что что-то не успела, может быть, упустила. Творческий процесс ведь границ не имеет. Задача художника заключается не только в прорисовывании эскизов. Он должен расширять свой кругозор. Так, у меня были творческие командировки. Я посещала Научно-исследовательский институт художественной промышленности, где действовали лаборатории по основным видам народного искусства: строчевышивки, ткачества, обработки дерева и металла и так далее. И своими открытиями они делились с сотрудниками фабрики. Его специалисты помогали нам в конструировании и моделировании нашей продукции. К сожалению, в начале 1990-х годов его закрыли. Помимо работы с книгами, зарисовками художнику следует посещать выставки. Ему необходимо быть в курсе последних новинок и иметь некую заданную планку.

* * *

Изделия Марии Афанасьевой приобретали лучшие российские музеи. Например, её панно «Павлины» находится в коллекции Русского музея в Санкт-Петербурге. И, что более значимо, её опыт и воспоминания легли в основу возрождения крестецкого промысла, вписаны в новейшую экономическую историю региона и страны.