Понедельник, 06 мая 2024

Василий Дубовский

Недетские игры

Жанна Дмитриева и её «куклы правды»

Фото: автора

Завтра в Демянске откроется «зелёная комната»

А что это? Есть триллер с таким названием. Но тут не про выдуманные страхи, а про реальное насилие, от которого страдают дети. Как помочь им выразить, изъяснить то нехорошее, что с ними произошло, а может, продолжает происходить? Для того она и предназначена, эта комната.

Здесь красочно и спокойно. Здесь всегда хорошая погода. Потому что потолок — небо, самую малость в облаках. А так вроде как обычная игровая комната, только у неё есть свои «зелёные» секреты. Тут все игрушки не просто так. Например, куклы. Нарядные, в народном стиле (местная мастерица пошила). Вот кукла «папа». На тот случай, если реальный папа (или отчим, или мамин спутник жизни) заставляет ребенка играть с ним дома в нехорошие игры.

Даже песок «зелёной комнаты» — это скорая психологическая помощь. Ребенок может изобразить своего обидчика, но он может его и стереть. Как свое переживание и стресс.

Самый большой секрет — стекло Гезелла. За ним скрывается другое помещение. Оно предназначено для тех, кого ребенок не должен видеть и слышать. Это могут быть следователь, представитель органов опеки, адвокат, законный представитель интересов ребенка. Их дело — наблюдать, запоминать, фиксировать то, что происходит напротив, где с несовершеннолетним работает психолог. У него будет при себе микронаушник, поэтому следователь может попросить задать необходимый вопрос. Материал, записанный в «зелёной комнате», может быть передан в суд. Это избавляет жертву от дискомфорта, связанного с допросами и посещением правоохранительных органов.

Возникает вопрос, почему в нашем регионе такой проект стартует именно в Демянске? Заметим, что он не является сугубо местным: это Боровичский КЦСО выиграл в нынешнем году грант — более 12 миллионов рублей «на реализацию комплекса мер, направленных на развитие региональной системы обеспечения безопасного детства в Новгородской области на 2019—2020 годы». Демянский КЦСО — участник проекта. Его плюс — наличие квалифицированных специалистов. А также понимание и поддержка со стороны властей и бизнеса. На грантовые деньги приобреталось оборудование, а подготовка и ремонт помещений — чистая благотворительность. Есть и минус, но он тоже в тему — сама проблема, которой надо заниматься.

Элина ВИНОГРАДОВА, директор Демянского КЦСО, привела мне не один пример из серии «лучше бы этого не было».

— Был случай, наш специалист работала с девочкой из семьи так называемой «группы риска». Риск, как обычно, состоял в пристрастии к алкоголю. Опытный психолог способен заметить некие специфические изменения в поведении ребенка. Так и произошло: девочка рисовала, скажем так, особенные рисунки. Стали исследовать причину. В итоге Следственный комитет возбудил уголовное дело. И сожитель матери ребенка за развратные действия в отношении несовершеннолетней попал туда, где ему и место.

Педофилия не предполагает личности совершенно определенного типа. Преступную склонность к растлению малолетних может иметь и интеллектуал, и невежда. Разве что для конкретной сельской местности актуальнее, пожалуй, последний. Пример: в одной семье троих несовершеннолетних принуждали к взрослой «любви». Как выяснилось, их мать выросла в точно такой же обстановке и считала это нормой.

Жанна ДМИТРИЕВА — педагог-психолог. Ей предстоит работать в «зелёной комнате». В способностях победителя всероссийского профессионального конкурса (победа этого года) сомневаться не приходится. Поприще у Жанны — не из тех, что много кому по плечу. Не только потому, что психологическая коррекция сама по себе вещь не из простых. Помогать надо не только жертвам, которые, кстати говоря, не всегда считают себя таковыми. Как бы это сказать... В общем, половое созревание опережает прочее развитие и воспитание. Проблема ведь не в том, чтобы довести до сознания что, как и почему велит закон, а чтобы «корректируемый» сам пришел к пониманию того, как надо. Нужно только показать путь. Нужно, чтобы тебе верили. В особенности в то, что ты умеешь хранить чужие секреты..

И все же почему она зелёная, эта комната? Цвет жизни?

— Цвет надежды, — дополнила Жанна. — И примирения.