Понедельник, 23 декабря 2024

Людмила Данилкина

Люди просятся в театр

Художественный руководитель театра «Энель» Наталья Михайлова: «Руководящие обязанности очень мешали мне творчеством заниматься. И я ушла из директоров».

Фото: автора

На постановках сельского ДК — каждый раз аншлаг

Многие из нас, даже после окончания институтов или техникумов, не уверены в правильности выбранной специальности, и бывает, что спустя годы мы кардинально меняем профессию. А вот Наталья МИХАЙЛОВА с детства знала, чего хочет.

— Родилась и выросла в Угловке Окуловского района. Телевизоры еще только появились и были редкостью в домах, зато радио вещало у всех. И я по утрам слушала радиоспектакли. А когда пошла в школу, сама начала лицедействовать. Учительница организовала кукольный театр, и на каникулах мы с нашими представлениями объездили полрайона: и опыта игры на публике набрались, и денег на новых кукол заработали, — вспоминает Наталья Эльмаровна. — Дальше — больше: летом из ребят с улицы собирала труппу и в классе во всех постановках участвовала. Так что к окончанию школы я уже точно знала, чем буду заниматься. Поступила в Новгородское училище культуры. Попала на экспериментальный курс: часть из нас училась на режиссеров культурно-массовых мероприятий, другая — на постановщиков театральной драмы. Я, естественно, выбрала второе направление. Получив диплом, по распределению приехала в Боровенку, в ДК.

Спустя какое-то время талантливого организатора и режиссера пригласили в Окуловку, тоже в Дом культуры, где Михайлова и специалистом трудилась, и директором.

— Однако руководящие обязанности очень мешали мне творчеством заниматься. И я ушла из директоров. Тогда меня многие не поняли, ведь у управленца заработная плата была в разы больше, чем у обычного режиссера. Но мне хотелось делать театрализованные постановки, — продолжает собеседница.

В трудовой копилке Натальи Эльмаровны — разные учреждения культуры, включая краеведческий музей и библиотечно-информационный центр Окуловского района. И везде она привносила сценическое направление. Например, ставила русских классиков в музейной экспозиции уездного дворянства и в усадьбе «Заветное».

А потом вернулась в Боровенковский ДК, начала сотрудничать с сельской библиотекой — и опять-таки по театральному профилю.

— Именно при этом учреждении пять лет назад образовался Театр книги «Энель». В основе репертуарной политики — план работы библиотеки на год по календарю знаменательных дат. Выбираем юбилеи русских, советских авторов. Готовим литературно-музыкально-театральные композиции. Я как ведущая рассказываю о писателях, драматургах — их жизни и работах, а артисты «Энеля» дополняют текст сыгранными отрывками из произведений или пьесами — от начала до конца, — говорит Наталья Эльмаровна.

По её словам, костяк труппы — 10 человек. И если поначалу приходилось уговаривать односельчан примерить на себя роль того или иного литературного персонажа, то сейчас люди просят взять их в театр.

Худрук Михайлова старается подбирать роли, близкие по характерам своим взрослым артистам, чтобы им было комфортно в предложенном амплуа. А с маленькими подопечными из школьной театральной студии профессиональный режиссер занимается и пластикой, и сценической речью, и актерским мастерством.

Вести о новых композициях «Энеля» быстро разлетаются по Боровёнке. На спектакли в небольшом помещении библиотеки до 50 человек собираются.

Из последних работ Театра книги особенно тепло зрители приняли постановки по Василию Шукшину и «Мертвым душам» Николая Гоголя. В ближайших планах — рассказы Антона Чехова и отрывки из произведений Федора Абрамова.