Понедельник, 23 декабря 2024

Редакция

Большая вода виновата

Евгений Архипов надеется на лучшие времена и уход большой воды.

В «Красном рыбаке» людей уволили, и теперь они занимаются чем придётся

Евгения АРХИПОВА — рыбака из Взвада, весёлого, неунывающего человека — знаю давно, не раз с ним выходил на промысел в Ильмень. Узнав, что собираюсь к нему, Евгений Николаевич сказал: «А зачем к нам приезжать? Рыбаки помоложе подались в Старую Руссу, там кто в кочегарке, кто грузчиками работают. Те, кто на пенсии или в предпенсионном возрасте, сидят по домам. Кому они нужны в городе? Раньше, когда на Взваде был колхоз, землю пахали, скот держали, теплицы были, и было чем заняться. Сейчас, кроме рыболовства, ничего нет».

Более 60 рыболовецких хозяйств трудятся на больших и малых водоёмах области, объединяя свыше 200 рыбаков.

Что же случилось? Все знают, что «Красный рыбак» — самое крупное рыболовецкое хозяйство в нашей области, здесь трудилось свыше 80 человек. В год они добывали почти 1000 тонн рыбы.

— Это было в прошлые годы, — говорит руководитель «Красного рыбака» Сергей ДРОБИНИН. — В минувшем году выловили почти на 100 тонн меньше. Это объясняется тем, что в ноябре мы перестали выходить на промысел, не занимаемся им и сейчас.

Пока соймы стоят без работы.

По словам Сергея Васильевича, причина в том, что из-за высокого уровня воды в Ильмене рыба переместилась в затопленные поймы. На этих участках невозможно применить неводы, а на глубинах уловы были мизерными, выловленной рыбы не хватало, чтобы покрыть затраты на горючее.

— И вы уволили людей?

— А что мне оставалось делать? Рыбы нет, зарплату платить не с чего. Сегодня даже за небольшую задержку наказывают, не говоря о длительной невыплате. Это могло случиться и у нас.

По тонкому льду

Почему сокращается вылов рыбы?

Наталья ЕМЕЛЬЯНОВА, председатель правления некоммерческого партнёрства «Новгородские рыбопромышленники»:

— Такими инициативными и предприимчивыми людьми, как Татьяна Покшина, мы гордимся, их ставим в пример, убеждая, что при желании можно успешно развивать малый бизнес в таком важном деле, как рыболовство. Это важно для повышения эффективности данной отрасли. За последние годы нашим партнёрством сделано немало по переработке рыбы, выловленной в водоёмах области: хозяйства создают новые цеха, наращивают мощности действующих. Умело и со знанием дела ведут эту работу рыболовецкие хозяйства Сергея Александрова, Валентины Шитико, Юрия Понкрашева, Галины Вавиловой. При этом следует отметить, что малые рыбоперерабатывающие предприятия нашего региона, наряду с крупными, в минувшем году произвели 8,7 тысячи тонн рыбной продукции, что на уровне предыдущего года.

Необходимо сказать, что в последнее время в этой отрасли сложилась непростая ситуация, и виной тому — погодные условия. Недавно мы подвели итоги работы рыболовецких хозяйств за прошлый год. Результаты, прямо скажем, не радуют: вылов рыбы сократился по сравнению с предыдущим годом почти на 300 тонн. Что происходит: люди разучились работать или не знают своих участков, на которых ловится рыба? Знают и умеют это делать. Но вы посмотрите, какой высокий уровень воды в Ильмене и реках — затоплены поймы на большой площади.

Проведённые нами исследования показали, что рыба разбрелась по заливным лугам, рыбакам её неводами, плавными двойками там не взять. По этой причине многие коллективы уже несколько месяцев не выходят на промысел. На результатах сильно сказывается и отсутствие льда на водоёмах. Промысловики, отдавшие лову рыбы не одно десятилетие, не припоминают, чтобы в конце января ветер гонял волны на Ильмене. Да, были годы, когда он сковывался льдом поздно, но всё равно рыбаки за первые два месяца нового года вылавливали по 150–200 тонн рыбы. В этом году — пусто, и прогноз нерадостный, больших морозов не обещают, а значит, толстого льда не будет, а на тонком льду никто не станет рисковать выставлять в озере сети, да и наверняка будет запрет выхода на лед.