Вторник, 05 ноября 2024

Василий Дубовский

Пограничное состояние

Фото: Инфографика Алёны ГЕРЦ

Четыре района области стали опытной площадкой для муниципальной реформы

В мае 2019 года президент страны подписал закон, который вводит новый вид муниципального образования — муниципальный округ. Соответственно регионы наделены правом принимать законы о преобразовании сельских поселений в единые образования.

И в ряде регионов этим правом уже воспользовались. Например, в Пермском крае реформа стартовала безотлагательно. Первейшими причинами называются экономические: во многих сельских поселениях налогов собирают меньше, чем тратят на содержание местного административного аппарата.

ПОНЯТНО, что экономика тесно связана с демографией. Когда физически не хватает населения (прежде всего в активном трудоспособном возрасте), о каком развитии может идти речь? Без обид: наши желания должны совпадать с нашими возможностями. С другой стороны, как отмечают критики реформы органов местного самоуправления, есть некий ущерб демократии. Муниципальный округ — это уже одноуровневая система. Внизу — ни глав, ни депутатов.

Правда, есть возможность преобразовать нынешние поселенческие администрации в территориальные органы управления. Чем, судя по всему, намерены воспользоваться в Волотовском, Марёвском, Солецком и Хвойнинском районах, где в нашей области решено обкатать нововведения. Не спеша и вдумчиво.

Нет оснований считать названные муниципалитеты ни продвинутыми энтузиастами реформы, ни товарищами по несчастью. Везде — свои особенности, своя мотивация. Взять, допустим, Хвойнинский район. Девятое место в области по числу жителей, не так и плохо на общем фоне. Но есть два-три поселения, которые стремятся к потере «демографической самодостаточности». Перепись населения, которая пройдёт в этом году, расставит точки над i.

ПОЗИЦИЯ районных властей проста: зачем откладывать на потом то, что можно сделать сейчас?

— Особенность нашего района — большое количество поселений, — говорит глава Хвойнинского района Светлана НОВОСЁЛОВА. — У нас их 10 при общей численности населения около 14 тысяч человек. Рядом Пестовский район — там 5 поселений, в Любытинском — 2. Мы считаем своим преимуществом то, что до сегодняшнего дня сохранили такую поселенческую сеть. Теперь же, приведя её в соответствие с новыми требованиями, хотим сохранить управляемость всеми этими территориями.

Иными словами, расчет — на сохранение на местах специалистов, которые будут оказывать те же услуги, что и прежде. Сокращение штата будет минимальным: ясно, что бухгалтерия станет централизованной. Также «централизуются» и некоторые функции: разработка градостроительных регламентов, содержание дорог...

— Тут нет проблемы для жителей, — продолжает глава. — Иное дело, если бы исчезло местное управление как форма. Если в населённом пункте нет ни школы, ни детсада, ни власти — что людям делать? Хватай чемодан и уезжай! С населением должен кто-то работать. Где есть управление, там и предприятия появляются, крестьянские хозяйства, там активных людей вовлекают в социальную жизнь. Смотрите, у нас Ракитинское ТОС на российском уровне заняло третье место. А ведь там постоянных жителей немного, дачники помогают.

Естественно, у людей есть некоторая настороженность по отношению к реформе, признаёт глава. Кто-то боится, что отнимут сельские льготы, надбавки. Но ведь это не так: от появления муниципального округа село Левоча не станет пригородом Хвойной.

ТАК ИЛИ ИНАЧЕ к 2025 году придётся определиться всем. В Хвойнинском районе намерены потратить ближайшие годы на то, чтобы доказать жизнеспособность территорий. Для этого надо, чтобы хоть в район, хоть в округ приезжали, чтобы открывались новые производства. Глава района привела в пример Дворищенское поселение, мол, сельхозпредприятие на несколько сот голов КРС для нас — это очень весомо.

Признаться, не все ответственные лица, к которым я обращался за мнением о реформе, рассуждали с той же уверенностью. Обратишься в какое-нибудь сельское поселение (не буду приводить точный адрес) и слышишь, дескать, мы всю работу провели, на всё согласились, теперь посмотрим, что будет дальше. Ну, если понимать свою роль сугубо согласительно...

Не хотелось бы громких слов, однако реформы — вещь такая: судеб касается. А пробежишься по местным официальным сайтам — что там об этом? Приятнее, наверное, о чём-нибудь попроще. Вот глава района съездил на территорию и пишет у себя в блоге ответ на просьбу бабушек о ремонте общественного колодца: «Я пообещал (…) найти пути решения его судьбы». Слушайте, так не о поселениях задумаешься, а уже и о том, зачем нам районы?

***

Светлана НОВОСЁЛОВА, глава администрации Хвойнинского района:

Мы считаем своим преимуществом то, что до сегодняшнего дня сохранили такую поселенческую сеть. Теперь же, приведя её в соответствие с новыми требованиями, хотим сохранить управляемость всеми этими территориями.

***

Сергей ЯКОВЛЕВ, глава Крестецкого района, руководитель ассоциации «Совет муниципальных образований Новгородской области».

— Сергей Анатольевич, как вам вероятность преобразования в муниципальный округ и Крестецкого района?

— Об этом будет уместно поговорить исходя уже из того опыта, которого наберутся наши коллеги-первопроходцы. Хотя в масштабе страны тема не нова: целыми регионами переходят к новой модели власти на местах. Например, в Белгородской области. И в Московской. Мы были там, знакомились с опытом. Всё по уму, никакой угрозы демократии не нахожу. Какой смысл бить тревогу о потере поселенческого депутатского корпуса, если проблематично его выбрать? Местные жители с объединением поселений в округа ничего не теряют. Губернатор Андрей Никитин чётко дал понять, что финансирование территорий останется в прежнем объёме. Напомню, что реформа не в прошлом году началась. В 2005 году в нашем районе было 13 сельсоветов, сейчас — 5 поселений. Но работают специалисты на местах, ни за какими справками ехать в райцентр не надо. Наоборот, из района приезжают специалисты МФЦ.

— А если заглянуть в более отдалённую перспективу? Что нас ждёт, если мы будем постепенно приводить систему управления в соответствие с так называемой естественной убылью населения?

— Это — совершенно другая тема. Никто не отрицает, что демография — одна из главных наших проблем. Может, главнейшая. На самом высоком уровне идёт разговор об этом. Президент говорит. Ставит перед государством задачу резко увеличить социальную поддержку. Бесплатные обеды для школьников, выплаты матерям, помощь многодетным семьям. Но самые трудные перемены — перемены в сознании. Как сделать, чтобы сама мысль о большой традиционной семье стала нормой для молодых людей? Вы мне задаёте вопросы, но и я могу спросить вас, журналистов: достаточно ли вы пропагандируете то, что нас всех оздоровляет как нацию? Время идёт, а у нас всё то же — кто виноват и что делать? На повестке дня — вторая часть вопроса, я считаю.