Понедельник, 23 декабря 2024

Елена Кузьмина

Ткачество и количество

На новом стане Надежда Белоножко может заниматься многоремизным ткачеством, создавая множество различных узоров

Фото: автора

Новгородка заказала у марёвского мастера уникальное производственное оборудование

В прошлом году новгородский предприниматель, мастерица и героиня нашей рубрики «Моё дело» Надежда БЕЛОНОЖКО получила грант Новгородского фонда развития креативной экономики — 300 тыс. рублей — и заказала для своей мастерской, где собирается учить ткачеству всех неравнодушных, ткацкие станы. Те самые, что многие из нас считают исключительно музейным достоянием.

— Ничего не бывает случайным. В прошлом году на ярмарке я познакомилась с бизнесменом из Марёва — Николаем Кузьминым. Он занимается деревообработкой. Рассказала, что учусь ткать половики на старом стане, который моя подруга обнаружила на чердаке в своём загородном доме. Очень хочу купить такой же, но новый. И выяснилось, что мой знакомый сам смастерил для своей жены, которая работает в Доме народного творчества, ткацкий стан, — говорит Надежда.

Побывав в Марёве, Надежда заглянула в гости к мастеру и поработала за станом, которым пользуется его супруга, — понравилось. На средства гранта она смогла заказать у Николая Кузьмина два стана шириной в один и полтора метра, чтобы ткать полотно разных размеров. Было это в октябре прошлого года, а в январе этого двух красавцев из отполированного берёзового бруса доставили в мастерскую Надежды в Десятинный монастырь.

Купить ткацкий стан сегодня не так сложно, как кажется. Новгородка искала изготовителей не только в России, но и за рубежом. В Финляндии, например. Но цены на этот не самый популярный товар заставляли задуматься — от 50 тыс. рублей и выше. И далеко не всегда можно купить стан сразу со всей нужной начинкой. Нередко приходится приобретать «комплектующие» дополнительно. Марёвский мастер изготовил для новгородки станы со всем необходимым набором элементов — бердо, нитченками нужного количества, журавликом… Эти детали позволяют заниматься многоремизным ткачеством — создавать великое множество узоров.

— Такой стан открывает для меня целый спектр возможностей, — радуется Надежда. — На нем можно ткать не только половики, но и скатерти, полотенца, покрывала, полотно для одежды.

Теперь мастерица пропадает до позднего вечера в мастерской — изучает новые схемы ткачества. Её настольной книгой стала монография Елены Осиповой, в прошлом — сотрудницы областного Дома народного творчества. Издание посвящено традиционным новгородским техникам ткачества.

* * *

Николай КУЗЬМИН:

— Заказов на изготовление ткацких станов я ещё не получал. Мой профиль — ульи, рамки для пчёл, домашняя, садовая, банная мебель. И перед тем как изготовить станы для Надежды, я подготовился. Посидел за станами, которые есть в марёвском Доме народного творчества, поработал на стане Натальи Клевцовой, ткача из Великого Новгорода, нашёл кое-какую информацию в Интернете. О немецком ткаче Андреасе Мюллере, к примеру. Так сложилось представление, какими должны быть станы, которые сделаю я.

На работу ушло около двух месяцев: от заготовки древесины, её просушки до создания готового изделия. В старину станы делали из ели — это был самый удобный вариант. Я использовал берёзу — она очень прочная.

Конструкции всех станов — одинаковые, но каждый мастер привносит что-то своё, стараясь сделать работу ткача более удобной. Мой стан от прочих отличается тем, что его легче собрать и разобрать. С этим справится и один человек. Благодаря этому Надежда сможет возить свои станы в багажнике автомобиля, если ей потребуется отправиться на ярмарку, установить его на месте и провести мастер-класс.