Пятница, 27 декабря 2024

Анна Мельникова

Решают люди

Инфографика Елены Дружининой

Инициативное бюджетирование — самый простой способ получить бюджетные средства на благоустройство территорий

Региональная программа «Проект поддержки местных инициатив (ППМИ)» за исключением Великого Новгорода реализуется во всех районах области. В её основе — инициативное бюджетирование (ИБ), когда благодаря региональным, муниципальным средствам, а также деньгам самого населения можно решить давно существующую проблему, например, почистить общественный колодец, установить фонари, построить ограду у кладбища, отремонтировать пустующее здание, чтобы открыть в нём клуб.

Подобные проекты — маленькие, но очень важные. И, по словам руководителя Центра инициативного бюджетирования научно-исследовательского финансового института Минфина России Владимира ВАГИНА, ИБ — это ещё и эффективная социальная технология, которая вовлекает граждан в процессы государственного управления. Они сами определяют, на что следует потратить деньги.

На прошлой неделе в рамках форума «Дни лидеров муниципального управления» с главами муниципальных образований он провёл дискуссию по теме, какие вызовы стоят перед ИБ и до какой степени оно востребованно.

— Его практики реализуются в 67 регионах. В прошлом году осуществлено почти 22 тысячи проектов. Общий объём средств составил 24 миллиарда рублей, из которых более 13 миллиардов рублей поступили из региональных бюджетов. К слову, федеральная программа «Формирование комфортной городской среды» ежегодно обходится в 25 миллиардов рублей, — сообщил он. — Наиболее востребованные проекты в России — это проекты по улучшению дорожной инфраструктуры, водоснабжения, а также по комплексному благоустройству дворов, детских и спортивных площадок, парков и скверов. Популярность набирают проекты, связанные со сферой образования. Развивается новое направление — школьное инициативное бюджетирование, когда сами дети говорят, как должны выглядеть их школа и место рядом с ней.

Инициативное бюджетирование — механизм хоть и запущенный, но до конца пока не отлаженный. О его главных проблемах «НВ» поговорили с экспертом Владимиром ВАГИНЫМ.

— Владимир Владимирович, каким вы видите результат вашей поездки в Великий Новгород?

— Один из них — я получил обратную реакцию на своё выступление от глав муниципальных образований. Вопросы, которые мне задавали, свидетельствуют, что руководители понимают процессы ИБ и хотят обеспечить в них более широкое участие граждан.

— Но тем не менее замечания по ИБ от глав были?

— Общие вещи инициативного бюджетирования уже не вызывают вопросов, но сейчас требуется настроить более тонкий механизм. Скажем, как учитывать результаты рейтингового голосования по благоустройству территорий, состоявшегося несколько лет назад, но в настоящий момент потерявшего актуальность. Или как обеспечить участие жителей больших городов в ИБ? Таких примеров раз-два и обчёлся. Как с помощью ключевых документов региона закрепить ИБ в составе государственных и областных программ? Как осуществлять общественный контроль в реализации проекта? Есть закон об общественном контроле, но мы не можем его применить к ИБ. А 44 ФЗ не даёт возможности самим гражданам подействовать на подрядчика.

— В сельских поселениях нередко их главы или сотрудники администраций подталкивают людей к участию в ИБ. Как побудить людей самим выступить с инициативой?

— Многие потеряли навыки участия в чём-то общественном, конструктивном, полезном. Сегодня молодёжь часто не знает, какие функции у председателя, секретаря собрания, зачем нужен протокол. А они необходимы, чтобы взаимодействовать с государством и получать от него деньги. Этому надо учить, и в данном плане власть становится основным воспитателем. И в администрациях есть те, кто понимает это не на чиновничьем, а на человеческом уровне. Находят актив, который будет помогать не за страх, а за совесть. И тогда вся конструкция ИБ начинает работать.

— Признаюсь, меня смутило школьное инициативное бюджетирование. Родители и так часто оплачивают те или иные расходы школы.

— Речь идёт не о деньгах. У каждой школы имеется бюджет, но, как правило, его единоличным распорядителем является её директор, у которого может и не быть управленческого образования. А с другой стороны, у школы, согласно закону об образовании, есть управляющий совет. Но мне хватит пальцев на одной руке, чтобы перечислить случаи, когда он действительно функционирует. Школьное ИБ — это помощь директору разобраться с бюджетом, наладить конструктивный диалог с родителями, подготовить проекты. Кроме того, это способ, который позволяет вовлекать детей в школьные дела. Допустим, они решают, как должны выглядеть стены внутри здания, в котором они учатся и проводят большую часть своего рабочего дня, зоны отдыха и так далее. Тогда и отношение детей к школе будет другим. Они захотят оставить в ней хорошую память о себе.

— Пожалуй, самое сложное — собрать с людей деньги на проект. Если это не получится, то и с его реализацией придётся повременить.

— На собрания приходят те, у кого есть желание решить проблему в поселении с помощью государственных денег. Это один мотиватор для участия в инициативном бюджетировании, а второй — это то, что за 1 рубль, который даёт человек, он получает 9 рублей из бюджета. И с точки зрения рационального поведения, ИБ — замечательный выход из ситуации.

*   *   *

Игорь ШКОЛЬНИКОВ, заместитель губернатора Новгородской области:

— Практики инициативного бюджетирования стали внедряться в систему управления недавно. С 2018 года в Новгородской области реализуются три проекта, основанных на этом принципе: ППМИ, «Дорога к дому», «Народный бюджет». Несмотря на короткий срок их истории, уже накоплен большой опыт, нам удалось распространить эти проекты на всю территорию области и увеличить количество участников проектов.