Вторник, 30 апреля 2024

Анна Мельникова

Вариант «новгородский»

В 2021 году в нашем регионе начнутся работы по отведению земель для ВСМ.

Фото: ТАСС

Через 170 лет после открытия железной дороги Москва — Санкт-Петербург решено, что она свернёт к Великому Новгороду

Один из самых крупных проектов страны — строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) из Москвы в Петербург — будет реализован по «новгородскому» варианту. Решение об этом единогласно принял 9 декабря научно-технический совет ОАО «РЖД». Хотя в период обсуждения, которое длилось на протяжении последних десяти лет, рассматривалась возможность проложить линию параллельно Октябрьской железной дороге, чуть южнее Чудова.

Но команде губернатора Новгородской области Андрея НИКИТИНА удалось отстоять позицию о включении Великого Новгорода в маршрут ВСМ. И хотя протяжённость магистрали увеличится на 21 километр, пассажиры высокоскоростных поездов этого не почувствуют. Зато благодаря ВСМ новгородцы смогут от областного центра до Москвы добираться всего за полтора часа. К слову, общее время в пути по ВСМ при максимальной скорости поезда в 400 км в час — 2 часа 15 минут без учёта остановок.

— От реализации проекта ВСМ область получит дополнительные доходы в бюджет в размере 89 миллиардов рублей. К слову, в настоящее время его годовой объём составляет чуть более 40 миллиардов рублей. Таким образом, к моменту окончания строительства у нас дополнительно появится двухлетний бюджет, — заявил Андрей Никитин. — Помимо этого будут поступать налоги организаций, задействованных на строительстве.

Срок завершения строительства намечен на IV квартал 2027 года. Сначала будут делаться выходы из Москвы и Санкт-Петербурга, потом — участок между Великим Новгородом и Тверью. В Новгородской области уже в следующем году начнутся предпроектные работы, в частности — по землеотводу.

Указом губернатора будет создана рабочая группа, в которую войдут главы районов, специалисты охраны памятников, представители минтранса и министерства строительства, архитектуры и имущественных отношений. Она будет курировать не только вопросы, связанные с оформлением земельных участков, но и касающиеся экологии и охраны памятников культуры. Как отметил губернатор, правительству области не хотелось бы повторения ошибок с карьерами и вырубкой леса, которые сопровождали строительство М11. По сегодняшнему проекту ВСМ не затрагивает ни одну охраняемую территорию, а также культурные объекты. Трасса обойдёт Невское газохранилище и Валдайский национальный парк.

Что касается остановок новой железнодорожной линии на территории области, то одна из них будет сделана максимально близко к Великому Новгороду, но так, чтобы не вмешиваться в зону ЮНЕСКО и исторической застройки. Рассматривается д. Подберезье в Новгородском районе. Более точное место будет определено с учётом существующей ветки Великий Новгород — Чудово, чтобы предусмотреть пересадочный узел. Ещё одна остановка будет организована в Окуловском районе. Там планируется оборудовать туристическую экотропу.

ВСМ, по оценке экспертов, готовивших обоснование проекта для РЖД, сможет раскрыть потенциал региона и увеличить поток туристов с нынешних 1,7 млн человек в год до 5 млн к 2030 году. Да и в целом магистраль поспособствует развитию региона и его приближению к экономикам двух крупнейших городов страны.

— Последние полтора года мы практически в еженедельном режиме работали с руководством компании РЖД, Правительством РФ, с аналитическими центрами. Принято историческое решение для региона, — сказал губернатор. — Мы понимали, что если ещё раз, как при Николае I, потеряем возможность прямого въезда в Новгород, то развивать город, привлекать высококвалифицированных специалистов будет очень сложно.

По ВСМ будут ездить поезда нового поколения, а конструкция линии будет представлять собой бетонное полотно и принципиально отличаться от привычной железной дороги с её шпалами и рельсами.