Понедельник, 06 мая 2024

Василий Дубовский

Дорожка из храма

30 чугунных плиток долгие годы пролежали во дворе частного дома.

Фото: предоставленоТатьяной ГЕВЕЙЛЕР

В селе Грузино нашлись плитки, которыми был вымощен пол в Андреевском соборе

Хорошей новостью поделилась с «НВ» руководитель инициативной группы «Аракчеевский парк» Татьяна ГЕВЕЙЛЕР. Оказывается, в бывшей вотчине графа Аракчеева, где война камня на камне не оставила от «маленького Петербурга», что-то всё же можно обрести. 30 чугунных плиток, отлитых в форме сот, долгие годы пролежали во дворе частного дома по улице Гречишникова. Хозяева вымостили ими дорожку вдоль дома.

— Это действительно плитки из собора, — уверена Татьяна Викторовна. — Они в точности соответствуют тем, которые можно видеть на старой фотографии, запечатлевшей внутренний вид.

Если так, то по ним ступал император Александр I, бывавший в Грузине. Граф Аракчеев, само собой. И прочая, и прочая. Вплоть до жителей улицы Гречишникова.

Надежда Семёнова, которой принадлежит дом с «исторической дорожкой», в качестве компенсации получит современную плитку. Это справедливо, ведь, по сути, если бы не сохранение частным порядком, плитка не сохранилась бы вообще. Попала бы на переплавку, да и только.

Между тем чугун начала XIX века теперь предполагается уложить у памятника, который ещё предстоит возвести. Это будет памятник и Алексею Андреевичу Аракчееву, и собору, освящённому в 1826 году в честь апостола Андрея Первозванного, и великолепной Грузинской усадьбе, увы, не пережившей бурный XX век.

Частичная реставрация одной из стен собора как акт символического возрождения позволит наконец решить и деликатную проблему упокоения останков графа Аракчеева, которые уже более 20 лет находятся в московском Центре палеоэтнологических исследований. И пора бы уже захоронить по-христиански косточки, выкопанные в 1999 году при ремонте теплотрассы, ранее проложенной ровно по тому месту, где находилась семейная усыпальница. Но где? У соборной стены.

Работа над проектом памятника ведётся в Санкт-Петербургской Академии художеств имени Ильи Репина.

— Находок, напоминающих нам о графе Аракчееве и его усадьбе в Грузине, не так и мало, — считает ведущий научный сотрудник Новгородского музея-заповедника Илья ХОХЛОВ. — Например, это два Евангелия, на одном из которых имеются собственноручные пометки Алексея Андреевича. Портфель, с которым граф ходил на доклады к царю. Частицы гроба Павла I. Иконы из Андреевского собора. Бытовые вещи, подаренные Аракчеевым своей крестьянской избраннице Анастасии Минкиной. Но, безусловно, ни одна новая находка никогда не будет лишней.

Возникает вопрос, а не бросить ли клич среди местных, грузинских — вдруг у кого-то ещё на хозяйстве имеются какие-нибудь аракчеевские предметы?

— Мы как раз думаем об этом, — ответила Татьяна Гевейлер. — И у нас даже есть на примете как минимум ещё одно «поместье» с раритетами.