Вторник, 05 ноября 2024

Анна Мельникова

Доказательств не требуется

Фото: ВК «Россия – страна мореходов ХХI века»

Морской центр капитана Николая Варухина открыл юбилейную 55-ю навигацию

О новгородском КЮМе написаны сотни статей, снято множество телевизионных репортажей и документальных фильмов. В России он единственный такой — не просто остающийся на плаву много лет, а сумевший превратиться в современный Морской центр, где готовят подростков со всей страны к работе на флоте. Согласно давно сложившейся традиции в начале июня воспитанники Центра — а это более 60 мальчишек и девчонок — отправились в учебное плавание по Волхову и Ильменю.

КЮМ — это навсегда

В Советском Союзе действовало 500 клубов юных моряков. Те, что сохранились, в основном ведут деятельность в форме кружков. Новгородский КЮМ имеет в своём распоряжении три корабля: два теплохода — «Господин Великий Новгород» и «Михаил Балабан», а также парусник «Ильмера».

— Движение кюмовцев появилось не по указке сверху, оно росло снизу. Это станции юных натуралистов, техников, туристов должны были открываться в Домах пионеров. А клубов юных моряков в этом списке не было, — рассказывает основатель и директор Центра Николай ВАРУХИН. — В Ленинграде было семь КЮМов, и каждый из них имел по одному-два, а то и по три учебных судна, а сейчас «Адмиралтеец» рад одной купленной им шлюпке. А у нас их — шесть штук. Московский КЮМ имел шесть учебных кораблей, в своё время я ему завидовал, а теперь у него — ни одного: все, что были, ушли на металлолом или проданы под рестораны.

Конечно, мечтают в Центре о новом, современном корабле. «Господин Великий Новгород» спустили на воду в 1954 году в Германии. И, по-хорошему, надо бы найти ему достойную замену. Впрочем, другое долгожданное событие для Центра произойдёт уже совсем скоро: в этом году начнётся масштабная реконструкция всех его зданий. На проведение строительных работ из федерального бюджета выделяется 400 млн рублей.

— В отремонтированных помещениях будут обустроены дополнительные классы, поставим оборудование. Вот для чего наша заявка в Москве доказывалась, — говорит Варухин. — Когда губернатор Андрей Никитин впервые у нас побывал, он пообещал всячески КЮМу помогать. И слово своё держит.

Есть у Николая Варухина мечта – сходить вместе с детьми на кораблях от Кронштадта до Севастополя. Фото ВК «Россия – страна мореходов ХХI века»

Новость о выделении таких колоссальных средств мгновенно обросла в соцсетях комментариями: одни — порадовались, другие — позлорадствовали, мол, Варухин на себя их потратит. Николай Геннадьевич в курсе того, что пишут в Интернете, но научился не реагировать на домыслы и слухи. А своим недоброжелателям советует высказывать ему в лицо то, что они о нём думают.

Николай Варухин указывает в окно на заброшенное строение, которое у КЮМа умудрились когда-то отобрать. Нынешнему владельцу здание, похоже, уже и не нужно. А у капитана-наставника на него были весьма конкретные планы:

— Я из него хотел гостиницу сделать, чтобы дети из области и со всей страны могли приезжать. Там можно было сделать и дополнительный пищеблок, и учебную аудиторию.

К слову, перспективы здания пока туманны — на его собственника попробуют подействовать через суд.

Маяк у Волхова

КЮМ был создан в 1967 году. Приютили его сначала в Доме пионеров имени Лёни Голикова, потом несколько лет он находился в пристройке школы № 5. Однако судьбоносным для него стало решение первого секретаря Новгородского обкома КПСС Николая Антонова — о переселении речного порта из центра Новгорода в Деревяницы и передаче его зданий КЮМу. Несколько лет партсекретарю пришлось убеждать руководство страны, что краны, баржи, буксиры портят внешний облик древнего города.

За три месяца при участии крупных предприятий корпуса для КЮМа привели в порядок. Кстати, центральное здание построили после войны пленные немцы, в нем размещалась прачечная. В проекте, одобренном Антоновым, предусматривался и маяк. Но к моменту открытия КЮМа на новом месте он так и не появился.

— С Николаем Афанасьевичем я часто встречался утром. Он и я до работы добирались пешком. Вот он меня и спрашивает: «А почему маяка нет?». Я ему ответил: «Вы же запретили». И рассказал, как ко мне пришли историки и строители и сообщили, что строить ничего с фундаментом нельзя — там земля историческая. И для убедительности заявили, что сам Антонов стройку запретил. Когда он это услышал, его лицо покрылось пятнами, настолько рассердился. Оперативно организовал совещание с теми строителями и историками и приказал, чтобы маяк через месяц стоял.

Практики на учебных судах не хватает многим российским КЮМам. Фото ВК «Россия – страна мореходов ХХI века»

Море увлекательных мероприятий

18 июня на базе новгородской школы юнморов в рамках пилотного проекта «Россия — страна мореходов ХХI века», реализуемого по федеральной программе поддержки национальных технологических инициатив, стартует слёт, на который съедутся 118 подростков в возрасте от 12 до 18 лет из разных уголков России: Республики Марий Эл, Крыма, Архангельской, Ярославской, Вологодской и других областей.

— Вступив на борт судна, дети становятся юными моряками со всеми вытекающими из этого последствиями, — поясняет суть практики администратор проекта Алевтина ФИЛИППОВА. — Они будут нести вахту, камбузный наряд, по необходимости их станут привлекать к судовым работам. Юнморов ждут соревнования — гребная и парусная гонки, спортивное многоборье, морская зарница. На последний день слёта запланирован бал. В течение всех десяти дней слёта его участники не сойдут на берег.

На корабле, как известно, не обойтись без железной дисциплины и полной строгости. Это касается всех членов экипажа, сколько бы лет им ни было. Команды юнморов столкнутся и с запретом на использование мобильных телефонов и прочих гаджетов, которые просто соберут и закроют в сейф у капитана, с появлением мозолей, мышечной боли от физической нагрузки и постоянной вибрацией от работающих на судне механизмов. Но одновременно с трудностями и испытаниями характера и тела они обзаведутся настоящими друзьями, почувствуют, что такое взаимовыручка, вдохновятся красивыми видами, а самое главное — определятся, связывать ли свою жизнь с морскими профессиями.