Понедельник, 23 декабря 2024

Анна Мельникова

В дворянских покоях

По словам Ирины Васильевой, возможно, письмо сыграло не последнюю роль в решении Анны Орловой стать монахиней.

Фото: Анны МЕЛЬНИКОВОЙ

В усадьбе графини Анны Орловой-Чесменской в «Витославлицах» воссоздадут интерьер первой половины XIX века

В музее деревянного зодчества «Витославлицы» — филиале Новгородского музея-заповедника — завершается реконструкция усадьбы графини Анны Орловой, дочери сподвижника Екатерины II Алексея Григорьевича Орлова. Благодаря сохранившемуся плану 1828 года удалось максимально приблизить внешний и внутренний вид особняка ко времени, когда им владела одна из богатейших невест России.

Впереди — историческая реконструкция интерьеров в доме. Первыми, кто увидел, какие предметы и вещи в них войдут, стали журналисты. Музей специально для СМИ устроил пресс-показ самых интересных и уникальных экспонатов будущей выставки «История России — история семей. Род Орловых», формирование которой ведётся несколько лет.

Парадный зал, служивший ещё и столовой, украсит подлинная мебель XIX века, отреставрированная новгородским мастером Валерием Мисевичем. Чтобы было понятно, сколько труда требуется для того, чтобы она обрела вторую жизнь, журналистам продемонстрировали два кресла из набора, одно — готовое к экспонированию, другое, с практически истлевшей обивкой, — в процессе приближения к первоначальному образу.

— Это мебель не принадлежала Анне Алексеевне. Многие десятилетия она хранилась в фондах музея, и сказать, из каких усадеб её привезли, сейчас сложно. Брали в любом состоянии. Если деревянное основание не повреждено, то мебель можно восстановить, — пояснила заведующая музеем «Витославлицы» Олеся ГАВРИЛОВА. — При реставрации важно, чтобы присутствовали чувства меры, такта и красоты. Нужно не только покрыть позолотой подлокотники, но и придать их поверхностям следы старения. Самым сложным для мастера было отреставрировать кровать из красного дерева.

Увы, мемориальных, личных вещей графини будет немного. Коллекции мебели, фарфора и множество других предметов Орловой после Великой Отечественной войны считаются безвозвратно утерянными. Пожалуй, гипотезы о том, что с ними стало, могут послужить основой для детективных произведений.

— В 1924 году в особняке открыли музей усадебного быта. Но через несколько лет, как и многие другие подобные музеи, из-за нерентабельности он перестал существовать. По сохранившейся описи известно, что собрание насчитывало 500 предметов. Они были распределены по музеям, основная их часть перешла в новгородский, — сообщила Олеся Гаврилова.

Уцелевшие шкатулки, кошельки, пенальчик, пять миниатюрных портретов на фарфоре крепостного художника Андрея Чернова, принадлежавшие Орловой, — это то, что удалось эвакуировать.

Займут свои достойные места в экспозиции картины, иконы, литургические предметы, а также письмо архимандрита Юрьева монастыря Фотия к графине. До революции документ хранился в коллекции новгородского краеведа Василия Передольского. В письме даны главные правила жизни, которые Фотий составил для своей духовной дочери Анны. Они содержат 13 пунктов. В восьмом пункте есть, например, такие слова: «безмолвствуй, и спасена будешь».

Как рассказала заведующая отделом комплектования, изучения и популяризации коллекций Новгородского музея-заповедника Ирина ВАСИЛЬЕВА, в наставлениях, главный смысл которых — как спасти душу, описываются жизненные ситуации, общение с разными людьми.

— Письмо впервые экспонируется, раньше оно не привлекало внимание исследователей, — пояснила Ирина Васильева. — Мы ещё привыкаем к почерку Фотия.

Письмо было написано архимандритом за два месяца до его смерти. По словам Ирины Васильевой, возможно, оно сыграло не последнюю роль в решении Анны Орловой стать монахиней. В келейном Евангелии графини, которое сейчас выставлено во Владычной палате, есть тайная запись, что она приняла постриг.

Сюрпризов двухэтажная каменная постройка при переделке реставраторам не преподнесла. Судя по всему, предполагает Олеся Гаврилова, в 1970-е годы, когда дом перестраивался под гостиницу обкома партии, даже мало-мальские архитектурные элементы и росписи первой половины XIX века решили со стен убрать. К сожалению, такого чуда, как в Юрьевом монастыре, когда под полом исследователи обнаружили фрагменты древних фресок XII века, здесь не произошло.

Посетителей дом Орловой сможет принять в лучшем случае к концу следующего года. После того как особняк после реставрации проверят специалисты авторского и технического надзора, его представят Инспекции государственной охраны культурного наследия. И только после этого передадут на эксплуатацию музею. Какое-то время потребуется на создание в его помещениях комфортного для экспонатов температурно-влажностного режима.

Теги: Великий Новгород, Витославлицы, реставрация