Воскресенье, 19 мая 2024

Анна Мельникова

На фундаменте барского дома

Возможно, это дерево посадили во времена князя Еникеева, не исключено, что здесь приложил руку сам Николай Николаевич.

Фото: из архива Виталия КОВАЛЕНКО

В Любытинском районе на месте запущенной усадьбы петербуржец построил экогостиницу

Возможно, если бы не огромный дуб в ауре осенней рыжей листвы, который Виталий КОВАЛЕНКО заметил рядом с затяжным поворотом, он проехал бы на скорости деревню Видомлицы и у него не зародилась бы идея заняться там строительством гостиницы.

И не испугали его ни запущенная, заросшая бурьяном территория, ни маячившие на ней руины деревянного дома, который в округе из-за цвета именовали «жёлтым». На осуществление мечты ушло больше 10 лет. Может, и не всё получилось у Коваленко из задуманного, но уж точно очень многое.

Первое, с чего он начал свой проект, — стал искать информацию об участке. В краеведческом музее ему рассказали, что когда-то в Видомлицах находилась усадьба князя Николая Николаевича Еникеева. А тот прямоугольный остов здания был не чем иным, как остатками барского дома, который построили, предположительно, в конце XIX века.

Виталий Константинович выяснил, что бывший особняк уже не представляет исторической ценности и охране не подлежит. В колхозные времена в нём располагались комнаты для восьми семей. После Еникеева у дома хозяйского пригляда уже и не было никогда. Когда его покинули последние жильцы, он совсем зачах. Металлическую кровлю растащили, а без неё бревнам оставалось лишь гнить.

— Оформил землю, воспользовавшись дачной амнистией, и стал строить кирпичный дом, в котором могла бы жить моя семья. Приезжал из Петербурга на выходные и потихонечку строил. Снимал комнату у местной жительницы. Помогал мне один хороший человек, настоящий русский крестьянин, которого уже нет на этом свете, — рассказал Коваленко. — У меня не случалось такого, чтобы я отдавал пачку денег прорабу и садился в кресло наблюдать за процессом. Нужно было самому проводить на стройке по 12–13 часов в сутки. Трудностей много было, но было и много интересного.

Свою гостиницу с приставкой «эко» он никогда не рассматривал и не рассматривает как бизнес. Коммерческую выгоду не просчитывал, рассудил так: вот выйдет он на заслуженный отдых, и будет ему забота — принимать гостей. К старости надо готовиться загодя, пенсионный возраст принимать с достоинством и на государство особо не надеяться.

Сложилась картинка: от дома до работы — всего-то несколько метров. А кроме того, ему хотелось показать родителям осязаемые плоды своих трудов, мол, я тоже кое-что смог сделать в этой жизни.

Гостиница в Видомлицах, по словам Коваленко, в общих чертах повторяет внешний вид еникеевского дома. Хотя он и не ставил задачу его воссоздать, ориентировался на то, чего душа просит. Фотографию особняка в Интернете увидел уже после того, как стройку закончил. Только у его гостиницы — один вход, а в первоначальном плане их было два.

Известно, что круг интересов князя Еникеева был обширен. Он — автор публикаций по рыбоводству и рыборазведению, сибирской язве, истории Боровичского уезда. Николай Николаевич — инициатор археологических исследований курганов, открытия двухклассного училища в деревне Льзички. А ещё он боролся с народным пьянством и стремился повысить культурный уровень масс. И для Коваленко, руководителя благотворительного фонда, это — факт примечательный. Он тоже более 20 лет занимается организацией помощи людям, страдающим алкогольной зависимостью.

Круг интересов князя Николая Еникеева был обширен и многообразен 

Здание гостиницы Коваленко построил на фундаменте особняка — вычищенном от земли и прочего мусора цокольном этаже. Территория хранила в себе неожиданные находки, и не всегда приятные.

Трактор, который выравнивал участок, натолкнулся на залежи резиновой обуви. Её было так много, что Коваленко даже предположил, что в деревне мог находиться склад известной ленинградской фабрики «Красный треугольник».

Но во время раскопок были обнаружены и уникальные дореволюционные предметы, которые рука не поднималась выбросить. Так у Виталия возникла идея составить из них экспозицию для частного музея, где теперь для своих клиентов он проводит экскурсии. Самая памятная вещь — маленькая иконка примерно пять на пять сантиметров, изготовленная из латуни:

— Мне хочется, чтобы в мою гостиницу приезжали люди не только пожарить шашлыки, а чтобы пообщаться, почитать на природе книжку Тургенева.

Теги: Любытино, экогостиница