Суббота, 02 ноября 2024

Елена Кузьмина

От берега к берегу

Новый мост в Любытинском районе через реку Болотиха. Раньше на его месте была водопропускная труба, которую смывало во время паводков и подтоплений.

Фото: из архива «Новгородавтодора»

С 2022 года в Новгородской области впервые запустят программу ремонта мостов

Начиная с 2022 года в Новгородской области будет работать программа ремонта мостов — она станет первой такой в регионе. До того действовала только программа ремонта и строительства дорог. Подобные проекты запустят по всей стране — после того, как в национальном проекте «Безопасные качественные дороги» появилось дополнительное направление «Мосты и путепроводы».

На три года вперёд

В правительстве страны о запуске системной работы по ремонту мостов задумались в 2020 году. Регионам поручили проанализировать состояние сооружений и при включении в программу обратить внимание на аварийные и предаварийные. В нашем регионе состояние мостов и путепроводов многие годы контролируют специалисты «Новгородавтодора». Всего в регионе 415 таких сооружений, и около 19% из них находятся в неудовлетворительном состоянии. Это не значит, что они сию секунду обрушатся. Ими пользуются, однако на части снизили грузоподъёмность, на части — скоростной режим, где-то ввели реверсивное движение.

Специалисты включили в программу 94 моста, которые больше всего нуждаются в обновлении. Некоторые объекты ждёт текущий ремонт, другие нуждаются в капитальной реконструкции, которая предполагает полную замену тех или иных элементов. Эти работы профинансируют из федерального бюджета — для Новгородской области на ближайшие три года зарезервировали 3,8 млрд рублей. Реконструкцию и строительство мостов возьмёт на себя региональный бюджет — в ближайшую трёхлетку на это планируется направить 1,2 млрд рублей.

— Мы отбирали мосты по нескольким критериям, — рассказал начальник «Новгородавтодора» Константин КУРАНОВ. — Оценивали не только состояние сооружений, но и их значимость с точки зрения подъезда к населённым пунктам, социальным учреждениям, прохождения маршрутов школьных автобусов, близости к популярным у туристов территориям… К примеру, небольшой мост через реку Доброха в деревне Карловка Чудовского района. По нему сейчас проезд возможен только на легковом транспорте. Из-за этого мы не можем тяжёлую строительную технику перебросить на другой берег, чтобы ремонтировать там дороги. Ещё один мост, требующий ремонта, расположен на дороге Шимск — Старая Русса — Холм через реку Перехода. На нём сократили число полос с двух до одной, ввели реверсивное движение. Капитальный ремонт нужен и мосту в Холмском районе на дороге Радилово — Долгие Нивы через реку Большой Тудер. Он имеет множество дефектов.

Мостостроители — не дорожники. Это отдельная профессия, требующая знаний в аккумуляции вод, работе с железобетонными элементами, установке свай, опор, монтаже пролётных строений, укреплении откосов... Формирование новой структуры идёт. Пока в «Автодоре» пять таких специалистов.

С полной загрузкой

В частности, в список ремонта попали 12 стальных мостов с деревянным настилом — в основном они располагаются в отдалённых сёлах и деревнях. Их планируется привести в нормативное состояние в 2022 году. На сооружениях заменят основные несущие конструкции. После ремонта по всем таким мостам сможет проехать транспорт с нагрузкой не менее 10 тонн на ось.

Самые масштабные работы пройдут на железобетонных мостах: ремонты планируется провести на 20 сооружениях.

— Отремонтируем на них все несущие конструкции, а также заменим мостовое полотно, поменяем гидроизоляцию, уложим новый асфальтобетон, установим перильное и барьерное ограждения, — рассказал Константин Куранов. — Обязательно приведём в порядок подходы к мосту — восстановим водоотводы, чтобы не было размывов. Именно проблемы со сбросом воды — самые частые причины разрушений мостов.

«Новгородавтодор» самостоятельно подготовит документы по объёмам и характеру работ — закон разрешает это при проведении некапитального ремонта. Специалистам не придётся тратить время и бюджетные средства на аукционы по определению проектировщиков, а затем на подготовку проектной документации.

— Состояние каждого объекта мы знаем детально, на все мосты есть паспорта, технические отчёты, — подчеркнул Куранов. — В среднем в год специалисты «Новгородавтодора» проверяют состояние 100 сооружений.

Ещё 17 мостов в регионе попали в программу капремонта, для них проектная документация обязательна. По двум из них планируется провести работы в 2023–2025 гг. По остальным 15 объектам в этом году разработают проектную документацию, а в следующем — приступят к ремонту.

— Мосты, требующие капитального ремонта, восстановят до нормативного состояния по грузоподъёмности, — уточнил Константин Куранов. — Они должны воспринимать нагрузку не менее 12 тонн на ось.

Ещё 15 мостов ждёт реконструкция, на 30 объектах пройдут планово-предупредительные работы. Кроме того, в регионе планируют построить пять новых мостов.

Андрей НИКИТИН, губернатор Новгородской области:

– На 2022 год мы разработали региональную программу по ремонту мостов. Заложили на неё пять миллиардов рублей, но и это не позволит решить все проблемы — только самые острые. Даже отдел по ремонту мостов в «Новгородавтодоре» воссоздали, который 12 лет назад был закрыт. В чём сложность? Мостовики — отдельная каста. Такие подрядчики не имеют никакого отношения к тем, кто строит дороги, и в Новгородской области нет ни одной мостостроительной организации. Поэтому «Новгородавтодор» и формирует лоты побольше, чтобы привлечь более-менее среднюю компанию, которой было бы интересно понимать, что у неё будет долгосрочный заказ.

Пресс-конференция 27 января 2022 г.

Теги: Новгородская область, ремонт мостов