Воскресенье, 19 мая 2024

Елена Кузьмина

Серийный ресурс

«Новгородэлектроремонт» изготавливает комплектующие и запасные части для электродвигателей различных типов.

Фото: из архива компании «Новгородэлектроремонт»

В маловишерской компании разработали электродвигатель для буровых установок, который превосходит зарубежные аналоги

В Новгородской области идёт работа над созданием электродвигателей для буровых установок верхнего привода, которые используют предприятия нефтегазовой промышленности. Они станут альтернативой технике иностранного производства — американским, китайским, европейским двигателям, которые сегодня массово применяют российские нефтегазодобывающие компании.

Инициатива разработки принадлежит группе компаний «Электромашина» (Санкт-Петебург), куда входит маловишерский завод «Новгородэлектроремонт». Уже более пяти лет предприятие изготавливает комплектующие и запасные части для электродвигателей различных типов.

Занимаясь ремонтом промышленных электрических машин одного из зарубежных производителей, специалисты компании выявили несколько проблем при их эксплуатации и приняли решение модернизировать иностранную технику. В этой работе они продвинулись настолько далеко, что фактически смогли создать собственный электродвигатель, ресурс которого превосходит зарубежные аналоги.

Это стало первым шагом на пути участия в национальной программе импортозамещения, которой сегодня занимается «Новгородэлектроремонт». Для ведения научных разработок в области развития электрических машин и систем интеллектуального контроля было решено создать отдельное, дочернее предприятие — «Валдай Инжиниринг». В минувшем году оно стало резидентом инновационного научно-технологического центра «Интеллектуальная электроника — Валдай». Его развитием руководит Новгородский университет, а площадкой для работы научных лабораторий стала открывшаяся в 2022 году в областном центре Новгородская техническая школа.

Изобретение маловишерской компании актуально во все времена, а сейчас, в период западных санкций, проблем с международной доставкой грузов, — тем более. Российским предприятиям пока не перекрыли каналы параллельного импорта, однако задачу обеспечения технологической независимости никто не снимал. Решить её помогут в том числе и «Валдай Инжиниринг», который работает исключительно в научном направлении, и «Новгородэлектроремонт», который является производственной площадкой, в том числе для перевода теоретических задач в практические изделия и продвижения отечественного машиностроения. 

На предприятиях уже разработали и выпустили два действующих прототипа электродвигателей для буровых установок, которые презентовали на международной выставке «Нефтегаз-2022» в Москве. Сейчас сотрудники компании заканчивают работу над ещё двумя прототипами для проведения опытно-промышленных испытаний на площадках компаний «Газпром бурение» и «Роснефть бурение». На минувшей неделе представители завода побывали в командировке на Урале, где встречались с руководством предприятия — производителя буровых установок для заключения договора на разработку и поставку пяти типов новых электродвигателей по техническим условиям заказчика.

В 2023 году маловишерцы планируют выпустить 20 первых электродвигателей, чтобы поставить производство на поток. Фото из архива компании «Новгородэлектроремонт»

Маловишерцы готовятся к серийному производству новой продукции.

— Для этого нам ещё необходимо организовать новые рабочие места, закупить оборудование. Ожидаем, что первый станок поступит в ближайший месяц, — рассказал генеральный директор компаний «Новгородэлектроремонт» и «Валдай Инжиниринг» Андрей ТИШКОВ. — Планируем в 2023 году выпустить 20 первых электродвигателей, чтобы поставить производство на поток. Наша задача — конкурировать с ведущими поставщиками электродвигателей. Мы исходим из того, что наша техника должна иметь ряд технических и коммерческих преимуществ по сравнению с зарубежными.

Выпуск модернизированных электродвигателей — только часть работы маловишерской компании и его новгородского партнёра. Предприятие разрабатывает проект интеллектуальной системы управления электродвигателей — она будет оснащена датчиками и оборудованием, способным анализировать состояние и ресурс электрической машины, а также передавать информацию для оперативного управления на десятки километров.

— Сбор и анализ данных, определение работоспособности электродвигателя позволят предотвратить аварийные и нештатные ситуации на буровой установке, — объяснил Андрей Тишков. — Это крайне важно для любого оборудования.

По словам руководителя, «Валдай Инжиниринг» планирует использование лабораторий в Новгородской технической школе для эффективного решения исследовательских задач при проектировании инновационных разработок. Статус резидента ИНТЦ — не только гарантия экономических преференций. Для учёных это ещё и возможность сотрудничества с другими разработчиками, которое позволит улучшить характеристики собственных изделий.

Предприятие намерено развивать сервисное обслуживание иностранных электродвигателей, уже используемых на буровых установках, а затем и собственной продукции.

Теги: Новгородэлектроремонт, электродвигатель, инновации, технологии