Воскресенье, 22 декабря 2024

Елена Кузьмина

Теория больших дел

Одно из главных направлений работы дорожников — ремонт мостов и путепроводов. На фото: ремонт моста через реку Лужонка в Демянском районе.

Фото: предоставлено пресс-службой «Новгородавтодора»

Новгородская область готова каждый год ремонтировать не менее 300 километров дорог

На прошедшей неделе Великий Новгород стал площадкой для обсуждения реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги». В областном центре прошло заседание общественного совета при Федеральном дорожном агентстве.

На встрече, в которой участвовали представители органов управления дорожной отраслью, специалисты строительного и общественного контроля, обсудили качество ремонта дорог в Северо-Западном федеральном округе в целом и в Новгородской области в частности.

Меньше, да больше

Новгородчину как место для встречи выбрали не случайно. Можно назвать минимум две причины. Во-первых, дороги в регионе ремонтируют опережающими темпами. По плану к 2024 году 50% из них должны быть приведены в нормативное состояние. В Новгородской области этого показателя достигли в 2021 году.

Во-вторых, как отметил генеральный директор Российской ассоциации территориальных органов управления автомобильными дорогами «РАДОР», председатель общественного совета при Федеральном дорожном агентстве Игорь СТАРЫГИН, в Новгородской области по сравнению с другими регионами Северо-Запада на ремонт одного километра дорог тратят в среднем 3 млн рублей — это минимальная удельная стоимость ремонта в федеральном округе. Прибывшие в Великий Новгород специалисты-дорожники получили возможность пообщаться с местными коллегами, чтобы узнать, как меньшими средствами удаётся выполнять максимальные задачи.

Масштабные ремонтные работы идут во всех концах большой страны. В 2022 году на реализацию всех дорожных программ в России направили 1,6 трлн рублей. 99,9% из них были освоены. Расходование федеральных средств на эти цели достигло максимума, сообщил руководитель Федерального дорожного агентства Роман НОВИКОВ.

Ремонт дорог помогает уменьшить число ДТП, а значит, и количество трагедий на дорогах. В минувшем году смертность снизилась на 6%. На федеральных трассах, находящихся в ведении агентства, она составляет около 10%. Среди новых показателей, которые будет отслеживать Федеральное дорожное агентство, — состояние опорной сети дорог.

На Северо-Западе протяжённость региональных дорог — 63 000 км. Нормативам соответствует 43%. К 2024 году их должно стать минимум 50%. По словам Игоря Старыгина, в СЗФО этот показатель помимо Новгородской уже перевыполнили в Ленинградской области, Ненецком автономном округе и Санкт-Петербурге.

Андрей НИКИТИН, губернатор Новгородской области:

— Дорожная сеть в Новгородской области обладает своими особенностями. Она достаточно плотная и имеет мало сопряжений с другими регионами. Нам приходилось и приходится как планировать новые дороги, так и решать задачи, связанные с целостностью и транспортной доступностью существующей дорожной сети, которая должна быть в развивающемся регионе. Новгородцы радуются, что дороги меняются. Ни у кого нет сомнений, что все они рано или поздно будут приведены в порядок. Люди видят, что работа идёт, но, конечно, хотят, чтобы это было сделано быстрее. Все задачи по развитию дорожной отрасли будут решены.

Опора и поддержка

Министр транспорта и дорожного хозяйства Новгородской области Константин КУРАНОВ поделился опытом региона по развитию профильной отрасли. Началось всё с того, что в 2017 году по поручению губернатора Андрея Никитина была сформирована опорная сеть дорог, протяжённость которой составила 2500 км.

— В неё были включены дороги, соединяющие Великий Новгород с муниципалитетами, а также дороги с наиболее высокой интенсивностью движения транспорта, — рассказал руководитель.

Именно опорная сеть стала приоритетным направлением ремонта в регионе. При выборе дорог учитывают и то, ведут ли они к школам, объектам культуры, туризма и медицинским учреждениям, в том числе ремонтируемым по программе модернизации первичного звена здравоохранения.

— К началу 2023 года 58% региональной дорожной сети и дорог Новгородской городской агломерации были приведены к нормативным требованиям, — отметил Константин Куранов. — Нацпроект «Безопасные качественные дороги» затронул каждый округ и район. Новая опорная сеть включает 630 километров региональных дорог, она приведена в нормативное состояние на 90%. Целевые показатели 2024 года были достигнуты по итогам 2021 года. Такой прорыв стал возможен благодаря дополнительному финансированию российского Министерства транспорта и Федерального дорожного агентства.

В среднем за год в Новгородской области ремонтируют 500 км дорог. Контракты заключаются на три года. Это позволяет вести работы опережающими темпами.

Мы выбираем

Общий объём средств, направленных в Новгородской области на ремонт дорог по национальному проекту, составил 19 млрд рублей. Из них 10 млрд — федеральные транши.

— Федеральная поддержка помогла высвободить средства регионального дорожного фонда и направить их в виде субсидий на ремонт местной дорожной сети, — добавил Константин Куранов.

Примечательно, что жители региона могут сами выбрать дороги для ремонта. С 2019 года в Новгородской области по поручению Андрея Никитина реализуют проект поддержки местных инициатив граждан «Дорога к дому». По его условиям жители муниципалитетов голосуют за ремонт дорог к важным социальным учреждениям и объектам.

— Размер субсидий на проект «Дорога к дому» был увеличен в два раза — с 930 миллионов рублей в 2018 году до порядка 2 миллиардов в текущем году, — привёл цифры глава областного минтранса.

По словам Константина Куранова, ещё одно важное направление работы дорожников — ремонт мостов и путепроводов. В ведении областного учреждения «Новгородавтодор» таких сооружений 416, из которых 108 находятся в аварийном и предаварийном состоянии. До конца 2024 года предстоит привести в нормативное состояние 1850 погонных метров мостов

— Начиная с 2022 и до 2025 года на строительно-монтажные работы на 86 объектах направили более 6 миллиардов рублей, — заявил Константин Куранов. — Количество предаварийных сооружений сократится до 22.

Более 15 000 километров составляет протяжённость дорог в Новгородской области. Из них 94% — дороги регионального и местного значения, ещё 6% — платные и федеральные трассы. С 2019 года в нормативное состояние приведено более 2000 км. Удовлетворённость жителей области качеством дорог выросла с 35% в 2019-м до 63% в 2022 году.

МНЕНИЯ И КОММЕНТАРИИ

Станислав ШУЛЬЦЕВ, заместитель председателя правительства Новгородской области:

— В настоящее время новгородцы работают над тремя крупными проектами:

• автодорога Любытино — Неболчи — Бокситогорск. На ней приведут в нормативное состояние участок протяжённостью 31,2 км. Стоимость работ — 2,6 млрд рублей. В рамках госконтракта гравийный участок переведут в асфальтобетонное покрытие, установят фонари, восстановят покрытие посадочных площадок, тротуаров и пешеходных дорожек. Завершить работы подрядчик должен до ноября 2024 года;

• автодорога Валдай — Демянск. На 32-километровом участке от Истошна до Ивантеева увеличат количество полос движения с одной до двух, гравийное покрытие заменят на асфальтобетонное, сделают тротуары и освещение. Срок окончания работ — 2024 год;

• участок дороги от трассы Москва — Санкт-Петербург до Кунина в Новгородском районе. Общая протяжённость — 5,3 км. Стоимость строительно-монтажных работ — 266,7 млн рублей. Здесь тоже на смену гравийному покрытию придёт асфальт.

Теги: БКД, Новгородская область, дороги