На прошлой неделе в федеральном издании «Ведомости» вышла авторская колонка губернатора Новгородской области Андрея НИКИТИНА, посвящённая строительству высокоскоростной железнодорожной магистрали и открывающимся новым перспективам для Великого Новгорода и всего региона. Читателям «Новгородских ведомостей» она будет, безусловно, интересна.
Во время оглашения Послания Президента Федеральному Собранию Владимир Путин объявил, что «первый высокоскоростной железнодорожный маршрут между Москвой и Петербургом пройдёт через Тверь и нашу древнюю столицу — Великий Новгород». Старт строительству ВСМ был дан 14 марта 2024 года. Владимир Владимирович резюмировал, что наша страна готова к реализации проекта в финансовом, экономическом и технологическом смыслах, и предложил начать работу. ВСМ — амбициозный проект, который существенно повысит не только уровень развития железнодорожного сообщения, но и качество жизни сразу в нескольких регионах.
Для Новгородской области он имеет ещё один аспект — исторический. Когда в 1843 году российское правительство рассматривало два варианта будущей Николаевской железной дороги, был принят наиболее короткий маршрут — в стороне от Великого Новгорода. Это делало магистраль на 30 километров короче и на 17% дешевле, но такая экономия в итоге обернулась для древней столицы плачевными последствиями. Губернский город оказался в стороне от основных транспортных потоков империи и существенно затормозился в экономическом развитии. И сегодня решение главы государства воспринимают в Новгороде как восстановление исторической справедливости.
Трасса пройдёт по территориям шести субъектов Федерации: Москвы, Санкт-Петербурга, Московской, Ленинградской, Новгородской и Тверской областей. В них проживает около 30 млн человек — 20% населения страны.
Проект строительства высокоскоростной магистрали между Москвой и Санкт-Петербургом открывает перед регионами новые возможности. Нам предстоит ими грамотно воспользоваться и подойти к моменту запуска железной дороги в полной готовности.
Мировой опыт показывает, что запуск ВСМ способствует росту населения и валового регионального продукта в тех регионах, по которым проходят железнодорожные пути. Так, например, во Франции население в регионах с ВСМ росло на 8% больше, чем на остальных территориях, а ВРП — на 11%. В Японии рост населения агломерации за счёт ввода ВСМ из Токио составил 29%, а в Китае ВСМ из Пекина привела к 45-процентному росту населения за последние 15 лет.
На примере Новгородской области расскажу, о каких возможностях идёт речь. ВСМ сильно изменит её транспортную доступность. Новгородская область из региона «в стороне» превратится в регион на самом главном транспортном маршруте нашей страны. С появлением ВСМ туристический поток на Новгородчину может вырасти в 2 раза — с нынешних 1,7 млн в год до 3,5 млн. Транспортный фактор сейчас позволяет доехать до нас далеко не всем желающим — туристы приезжают к нам больше на автомобилях, между тем добираться по железной дороге и быстрее, и комфортнее. При этом у нас огромное количество исторических мест, которые хотят посетить и граждане нашей страны, и иностранные гости.
Высокими темпами будет развиваться региональная экономика. За период стройки и первые 20 лет эксплуатации ВСМ бюджет Новгородской области может получить более 154 млрд рублей дополнительных налоговых поступлений. Вырастет объём инвестиций, привлекаемых в наш регион. Появятся новые рабочие места. Вместе с экономикой вырастет качество жизни, будет совершенствоваться социальная инфраструктура.
В связи с этим масштабный проект можно рассматривать не только с точки зрения развития транспортной инфраструктуры между двумя крупнейшими мегаполисами, но и как зримое свидетельство внимательного отношения к регионам. О важности равномерного развития всех территорий России тоже неоднократно говорил президент. Исторические, исконные территории — та самая классическая русская провинция — перестают быть периферией. И это не пустые слова. Что означают 29 минут пути до Петербурга и 1 час 45 минут до Москвы, к примеру, для Великого Новгорода и прилегающего к нему района? Спокойный, уютный, зелёный, экологически благополучный город окажется таким же близким к столицам, как их собственные пригороды.
Для людей, живущих здесь, это важно даже психологически. Зачастую именно привлекательность больших городов заставляет людей покидать малую родину. Но зачем её покидать, если возможность посетить Москву или Санкт-Петербург для новгородцев станет доступнее, чем прежде? Парадоксальным образом транспортная доступность, дающая возможность уехать, может стать для кого-то поводом остаться.
Комфортные условия для динамичной жизни на Новгородчине также обеспечит амбициозный проект «Город-университет», к реализации которого мы уже приступили. Строим университетский кампус по мировым стандартам. В нём будет пять зданий с технопарком, бассейном и спортивными площадками. Столица Новгородской области станет точкой притяжения талантливой молодёжи со всей страны. Мысленно добавьте к этому контекст уютного исторического города с благоприятной экологией.
Ещё одна остановка — в Валдае — затронет сразу несколько территорий: Боровичи, Окуловку и одноименный район. На Валдае мы уже строим новую дорогу до районного центра Демянск, появилась современная федеральная больница. Новый импульс получит развитие экотуризма. В Боровичах и Окуловке видим рост промышленности, а следовательно, будут развиваться профобразование, колледжи как поставщики кадров для экономики. Получается, что с появлением ВСМ будут меняться сразу две точки концентрации, где проживает большая часть населения региона.
Важно понимать, что вместе с новыми возможностями в результате строительства ВСМ нас ждут серьёзные вызовы. И темпы развития нашего региона будут напрямую зависеть от того, насколько эффективно мы сможем на них отреагировать.
Так, по данным аналитиков «Сбера» — одного из ключевых участников проекта строительства ВСМ, население Великого Новгорода к 2035 году или чуть раньше будет составлять порядка 500 тыс. человек. Это говорит как минимум о том, что нам нужен новый генплан, который учтёт меняющуюся реальность. При развитии города очень важно не утратить созданные здесь комфортные условия для жизни. Убеждён, что необходима широкая общественная дискуссия о перспективах развития Новгородчины в контексте строительства ВСМ, и мы её организуем. Если реализуем задуманное, то Новгородская область станет местом, уезжать из которого надолго вряд ли захочется.
Мы давно говорим о проблеме демографического дисбаланса между территориями: одни регионы пустеют, другие перенаселяются сверх меры. ВСМ поспособствует и её разрешению.
В чём глобальный смысл решения президента по строительству высокоскоростных магистралей? На мой взгляд, мы становимся свидетелями начала переосмысления государственного подхода к региональному развитию России.
В том числе и поэтому проект ВСМ справедливо считать историческим.
МНЕНИЯ И КОММЕНТАРИИ
Алексей ГРОМСКИЙ, представитель Агентства политических и экономических коммуникаций в Новгородской области:
— Запуск ВСМ уже сегодня становится большим вызовом для Новгородской области. Ведь к обозначенному президентом сроку запуска нужно не только рельсы со шпалами положить. Важно, чтобы Великий Новгород к этому времени укрепил свою самобытность как древняя столица России и в то же время нарастил качество жизни и темпы развития экономики. Чтобы потом не затеряться, превратившись в спальный район Москвабурга. Над решением этих задач необходимо работать сейчас ещё более интенсивно.
Дарья КИСЛИЦЫНА, политолог, член Общественной палаты России:
— Осмыслять масштабный инфраструктурный проект будущего (строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва — Санкт-Петербург. — прим. ред.) сквозь призму возможностей для региона — подход грамотный. Не менее важно обращать внимание и на вызовы, с которыми может столкнуться управленческая команда в результате реализации проекта. Никитин демонстрирует прагматичный подход — заранее оценивает и просчитывает все профиты и задачи.
Дмитрий СОЛОННИКОВ, политолог, директор Института современного государственного развития:
— ВСМ полностью переформатирует жизнь Москвы и Северо-Западного региона. Практически мы получаем один огромный мегаполис от Москвы до Санкт-Петербурга, живущий в едином ритме. Точно так же подключаются города, через которые будет идти ВСМ. Для Великого Новгорода это огромное счастье. Когда в XIX веке железная дорога прошла мимо Новгорода, из крупного центра он тут же превратился в обычный уездный город. Возвращение туда части дороги между двумя столицами — это возвращение реальной жизни для Великого Новгорода. Это действительно абсолютно новая жизнь, абсолютно другой стратегический план для городов. Так что за этим мы тоже внимательно будем следить.
Теги: ВСМ, высокоскоростная магистраль, Андрей Никитин, Новгородская область