Пятница, 22 ноября 2024

Редакция

Когда мы были на войне

Кто в Софии не бывал, тот и Новгорода не видал.

Фото: пресс-центра правительства Новгородской области

В боях за освобождение Новгородчины сражались четыре дивизии из Казахстана

На днях в нашем регионе гостила делегация из Республики Казахстан. В её составе были в основном журналисты и блогеры. По сути это пресс-тур, организованный при поддержке правительства Новгородской области в рамках соглашения, подписанного губернатором Андреем НИКИТИНЫМ с руководителем Россотрудничества Евгением ПРИМАКОВЫМ в декабре прошлого года. Журналисты подписывают не документы, а свои материалы, но рассказ о Новгородчине, о наших общих темах и интересах с народом Казахстана — это тоже важно. Это — мост к взаимовыгодному сотрудничеству. Для начала — просто к пониманию друг друга. Чего сегодня, как мы знаем опять-таки из СМИ, подчас недостаёт.

Одна из наших, бесспорно, общих тем — поисковая деятельность. В Зале воинской славы Великого Новгорода состоялась встреча представителей казахстанских СМИ с командирами и бойцами экспедиции «Долина». 

Сразу стоит отметить такой значимый, но почему-то малоизвестный факт: Казахстан — единственное государство, с которым у нас есть чёткое взаимодействие по передаче останков солдат и офицеров, погибших в годы Великой Отечественной войны. 

Наказ отцов

— Мы специально образованы, чтобы объединить всех поисковиков Республики Казахстан, — сказал председатель правления общественного объединения «Atamnyn Amanaty» (по-русски — «Завет предков») Мурат МОЛДАГАЛИЕВ.

С территории Казахстана во время войны было призвано более полутора миллионов человек. Из них более 600 тысяч погибли, считая 281 тысячу пропавших без вести. В Казахстане было сформировано 14 дивизий, из них 4 воевали под Ленинградом и Новгородом. 

По словам Мурата Молдагалиева, более 3 миллионов казахстанцев ищут могилы своих предков, не вернувшихся с полей сражений Второй мировой войны. Поэтому стоит задача, чтобы к большой дате — 80-летию окончания войны — как можно больше казахстанцев узнали о судьбе своих родных, нашли их могилы. 

— Это и моя личная история, — добавил руководитель «Atamnyn Amanaty», — мой дедушка в 1941 году защищал Ленинград, был ранен. Его следы теряются под Старой Руссой. Я должен его найти — этот наказ оставил мне отец. Мы, казахи, чтим свои родовые традиции. 

Для Мурата МОЛДАГАЛИЕВА поисковая работа – личная история. Фото пресс-центра правительства Новгородской области

Через сердце

Каждая история солдата, не вернувшегося домой, для кого-то — личная. Холмский поисковик Владимир СОВЕТОВ (ещё не так давно он командовал поисковым отрядом в Казахстане) рассказал, как передавали родным «пакетик с землёй» с места погребения красноармейца: 

— Его старшая внучка, уже старенькая, конечно, взяв этот пакетик, целовала его, плача и сквозь слёзы приговаривая: «Ата, ата, ата…» Слов нет просто… 

Светлана ОРЛОВА, командир поискового отряда «Шкраб», вспомнила, как несколько лет назад подняли бойца с медальоном. Там была записка с просьбой передать жене в Семипалатинск, если что… Разыскать её не удалось. Обратились в казахстанские СМИ. И вот она, сила печатного слова — откликнулись внуки. 

— Они приезжали в Мясной Бор, мы показали им то место, где нашли их деда. А потом нам прислали фото: правнук держит в руках единственный сохранившийся снимок своего прадеда-солдата.

Своей отрядной историей поделилась и молодой валдайский поисковик Екатерина БАРТАШЕВИЧ. Как приезжал известный в Казахстане коневод, будучи в преклонных уже годах, чтобы поставить памятник двоюродному брату. Никого роднее у павшего солдата не осталось на Земле. У него было три родных брата, все погибли. 

На встрече в Зале воинской славы Великого Новгорода. Фото пресс-центра правительства Новгородской области

Дорога героев

И всё же таких случаев могло бы быть и больше, наверное. И с участием поисковиков из самого Казахстана. В настоящее время в этой среднеазиатской республике существует только 8 отрядов. Пока это несравнимо с российскими масштабами: только в нашей области весенняя Вахта Памяти нынешнего года собрала более 200 отрядов. Но казахстанские партнёры Поискового движения России (ПДР оказывает им разностороннюю методическую помощь) настроены серьёзно — и в части архивного поиска, и касаемо полевых работ. Благодаря одним только архивным изысканиям удаётся ежемесячно вернуть из безвестности 50–60 имён земляков. Казахстанские поисковики уже работали в Калужской области, в этом году они едут в Волгоградскую область. Но надеемся, что в следующем году, накопив сил, они смогут делегировать ребят и для проведения поиска на Новгородчине. 

Впрочем, знакомство с нашим регионом, возможно, будет продолжено и раньше. Например, наших гостей очень заинтересовал водный поход по Волхову с посещением боевых и памятных мест, который состоится в конце лета.

— Было бы здорово, если бы знамя 310-й дивизии, освобождавшей Новгород, несли земляки героев Великой Отечественной войны — ребята из Казахстана, — предложила Светлана Орлова. 

— Для нас это была бы большая честь, — ответил на это Мурат Молдагалиев.

Будем считать, что знакомство состоялось. Горизонт для дальнейшего сотрудничества чист. И «Дорогу героев» — в водном походе, и любую другую осилит идущий.

К слову, казахстанской стороной была озвучена идея об установлении дружеских, партнёрских отношений между городами Акмолинск и Петропавловск, где были сформированы 310-я и 314-я стрелковые дивизии. В таком случае наша общая военная история послужит развитию сотрудничества в самых разных сферах — культуры, образования, промышленности.

* * * 

В ходе состоявшегося визита гости из Казахстана познакомились не только с Великим Новгородом, но и с Новгородским районом и Боровичами. И везде их ожидала интересная, насыщенная программа. Кстати, побывав на некоторых наших предприятиях, не без удивления они обнаружили, что знают эти бренды. Допустим, боровичская фабрика «Мякиши» представлена в Казахстане. Начал отгружать свою продукцию в Казахстан Парфинский фанерный комбинат.

А в НовГУ, оказывается, обучаются студенты из Казахстана. Причём бесплатно — по межгосударственной программе.

Особый интерес у гостей вызвал туристический потенциал Великого Новгорода. Во-первых — прекрасные впечатления от древней столицы. Во-вторых — «А как вам это удалось — оставить у себя туристов более чем на один день?» Дело в том, что над этой проблемой сейчас ломают голову в Астане.

МНЕНИЯ И КОММЕНТАРИИ

Александр ДЯЧЕНКО, заместитель представителя Россотрудничества в Республике Казахстан:

— Мы напитались историей, здесь она в каждом камушке, в каждом строении. Здесь работают удивительные люди, на каждой локации мы увидели, что люди влюблены в своё дело. Здесь складывается синергия работы власти, бизнеса, образовательного и туристического кластеров.

Илья МАЛЕНКО, заместитель губернатора Новгородской области:

— Мы открыты сотрудничеству, будем работать по направлению поискового движения, готовы делиться с вами информацией о событийно-туристических мероприятиях, которые проходят на новгородской земле. С Россотрудничеством впереди у нас новый этап взаимодействия. Мы отдельно запустили программу «Новое поколение». В ближайшие дни начнётся работа нового направления по взаимодействию с молодыми учеными из государств Евразийского экономического пространства, с теми странами, с которыми мы, несмотря на внешние условия, сохраняли, сохраняем и будем только развивать наше сотрудничество. Здесь мы будем обязательно использовать возможности расширения взаимодействия с нашими казахстанскими партнёрами через институт Россотрудничества.