Воскресенье, 24 ноября 2024

Василий Дубовский

Сакрально и практично

Музей подсвечивает новгородские памятники как в прямом, так и в переносном смысле – используя свой сайт, информационное пространство Яндекса, а также устанавливая новые указатели и стенды.

Фото: НГОМЗ

Музей-заповедник готов побить свой прошлогодний рекорд посещаемости

Посчитано, что на начало октября в музее побывали 1 миллион 245 тысяч посетителей. Это лишь на 20 тысяч меньше, чем за весь 2023 год, а впереди ещё три месяца.

Вот на таком красивом фоне генеральный директор НГОМЗ Сергей БРЮН, проработав в этой должности ровно год, и пригласил массмедиа на чай. И журналисты откликнулись, зная, что у Сергея Павловича действительно «что-то получается, а что-то тоже получается». Само собой, не в одиночку, а с командой, без московских «варягов» в составе. Достаточно одного — самого гендиректора.

— Все назначения были либо внутримузейные, либо новгородские, — подчеркнул Сергей Брюн.

Не всегда это было связано с чьим-то уходом (как вариант, на заслуженный отдых). Допустим, в музее давно не было заместителя по науке, и на эту должность был назначен молодой учёный Илья Мельников. Новым главным хранителем НГОМЗ стал Алексей Андриенко — первый археолог на этом ответственнейшем поприще, даже удивительно.

Как опять же отметил сам гендиректор, у коллектива был стрессовый предыдущий год. Ведь после того, как Наталья Григорьева оставила руководящий пост, прошло довольно много времени. Но именно в этот период музей и поставил рекорд по популярности. Кадры решают всё!

О пресс-конференции в свободном стиле, наверное, можно сказать, что содержание победило форму. Ну, если журналистам оказалось не до тарталеток.

Вашими молитвами

На первый взгляд, вопрос о взаимоотношениях музея и Церкви — вполне комфортен. Сергей Павлович — исследователь православия, в первую очередь — византийского. Прекрасно знаком с православным этикетом, в своё время был алтарником в храме. Но, вступая в должность, он волновался, как сложится диалог. В первый же день позвонил владыке Льву, и тревоги отпали. 

Великий Новгород — это пространство, где музей и Церковь просто обречены на сотрудничество, сообща храня множество памятников. Как пример взаимоуважения и взаимодействия гендиректор НГОМЗ привёл реставрируемый храм Петра и Павла на Синичьей горе. Это музейный объект, но там можно будет проводить и богослужения.

Кстати, рассказывая об этом храме, Сергей Павлович придал сюжету белорусский колорит. Ведь подвизавшаяся там преподобная Харитина считается покровительницей Литовской Руси, то есть Беларуси. Откуда родом наш владыка. И, между прочим, миллионный посетитель музея в этом году — тоже.

Духовная тематика неожиданно вернулась, когда разговор зашёл о туризме. Сергей Брюн высказался о новой линейке сувенирной продукции. Где грань допустимого при использовании религиозных образов?

— Орнаментация, светские сюжеты икон — пожалуйста. И мы потихонечку это вводим. Чётко обозначая красные линии: не трогать лики и священные тексты.

Да будет свет

Анонс октября — будут освещены храмы Феодора Стратилата на Ручью, Спаса на Ильине и Спаса на Нередице. Именно так: освещены. Новая подсветка — это другая подача, подчёркивающая архитектурные и изобразительные достоинства памятников. Проект стал возможным «благодаря щедрости РЖД» и участию в нём специалиста, известного далеко за пределами России, — Василия Андреева. «Гения света», как сказал о нём Сергей Брюн.

Как подать наши памятники? Вопрос весьма актуален. 

— Потому что ситуация, когда люди идут в храм Спаса на Ильине, а в храм Феодора Стратилата на Ручью — уже нет, — это нонсенс.

Чтобы «подсветить» памятники, экспозиции и выставки, музей сейчас активно раскручивает свой сайт, использует информационное пространство Яндекса, устанавливает новые указатели и стенды.

А филиалы?

— Очень хороший вопрос! — поблагодарил Сергей Брюн. — К нашей радости, они отражают ту же положительную динамику, что и областной центр.

Порадовал ростом посещений Валдай. Боровичи смотрятся не хуже столичных музеев. Музей-усадьба Суворова в Кончанском обрёл прекрасных благотворителей — стоит посмотреть, как там преобразился парк.

Отдельно гендиректор остановился на ситуации в Старой Руссе, пообещав, что в следующем году в центре внимания будет краеведческий музей, размещающийся в Спасо-Преображенском соборе.

— Прекрасная археология, показывающая всю историю этого древнейшего города. И потрясающие коллекции произведений Василия Сварога и Николая Томского. К сожалению, это старейшая из наших экспозиций — образца 1974 года. Она и выглядит соответствующе. Очень хочется преображения темы искусства великого перелома и великой Победы. И нужно хотя бы отремонтировать помещения, чтобы в Старой Руссе красота памятников и преданность работающих там людей обрели достойное обрамление.

Просто счастье

Рекордным нынешний год станет, это уже понятно, и по числу эксклюзивных и ценных поступлений.

— Это какая-то благодать, что так происходит, — сказал Сергей Павлович.

И тут же прямо-таки заинтриговал:

— Вы ещё не знаете, что нам принесли вчера. Мы с главным хранителем чуть в обморок не упали.

Ну что же, мы ещё узнаем, что их так поразило.

— Это год такой поразительный! — продолжал Сергей Брюн. — Восемь тысяч находок на Троицком раскопе. Недавно была найдена потрясающей красоты резная икона Богоматери «Одигитрия». Недавно же коллеги из Института археологии РАН объявили о найденном экспедицией кладе — коллекции монет X века. При этом ранее была ещё и коллекция, завёрнутая в бересту с описью имеющихся там ценностей.

Вспомним и благотворителей. Олег Голубев подарил музею византийский литургический сосуд. Это больше, чем прекрасная вещь.

Кстати, о Свароге. Старорусскую галерею пополнил «Портрет неизвестного» кисти мастера. Эту работу подарил коллекционер Владислав Егоров.

А ещё были панно «Освобождение Новгорода» от художника-академика Александра Крылова и портрет графа Орлова-Чесменского кисти именитого Тишбейна, приобретённый и подаренный компанией «Черноголовка». И, наконец, икона «Распятие» из Волотовского праздничного чина, похищенная в 1943 году немецким капелланом и возвращённая в наши дни на Родину. Каким-то невероятным образом. По горячей просьбе музея. Усилиями Министерства культуры и Попечительского совета во главе с Максимом Орешкиным.

— Думаю, мы сделаем хотя бы онлайн-выставку новых поступлений, — пообещал Сергей Брюн.

В поле зрения

В этом году нас ожидает открытие дома графини Анны Орловой-Чесменской в «Витославлицах». Будет завершена комплексная реставрация на Ярославовом дворище. И в следующем году там откроется более десяти экспозиций. В планах также — открытие экспозиции в Рождественском соборе Антониева монастыря.

Накануне 80-летия Победы Новгородский музей-заповедник примет участие в выставке «Восстаёт во славе» в Москве, представив историю уничтожения и возрождения церквей Успения Богородицы на Волотовом поле, Спаса на Ковалёве и Спаса на Нередице. Это совместный проект с Музеем архитектуры имени академика Щусева.

Совместно с Минкультом прорабатывается и международный проект: возможно, в Великий Новгород будут привезены несколько сирийских памятников. После реставрации новгородцы увидят их на выставке, а затем христианские памятники будут возвращены на родину.

* * *

Словом, сделано много, планов не меньше. И можно уже было бы приступить всё-таки к тарталеткам, дожидавшимся на столе, но журналистам в этот день захотелось чего-нибудь остренького. Гендиректора НГОМЗ спросили про служебный транспорт в кремле — мол, мешает новгородцам.

Сергей Брюн ответил, что в данном случае не всё зависит от него. Он лично живёт недалеко от работы и предпочитает пешие прогулки. Но что касается подвоза туристов чуть ли не под двери Софии, то обещал взять вопрос на заметку.

Поинтересовались коллеги и мнением Сергея Павловича о возможном практическом использовании башен кремля. Вот что ответил Сергей Брюн:

— Что меня как директора беспокоит в первую очередь? Сейчас в Великом Новгороде четыре аварийных памятника, в том числе две кремлёвские башни — Спасская и Кокуй. Моя задача — обосновывать необходимость выделения средств, добиваться реставрации. При этом надо грамотно завершить те реставрационные работы, которые ведутся сейчас на других объектах. Словом, сначала нужно привести башни в надлежащее состояние. Пока это не сделано, вряд ли у нас есть повод обсуждать, что там можно было бы разместить. Могу лишь сказать, я лично считаю, что здесь, в кремле, мы ходим по сакральной территории.

Теги: музей-заповедник, Великий Новгород, Сергей Брюн