Вторник, 30 апреля 2024

Василий Дубовский

Достойно есть!

«Добро пожаловать!» — от генерального директора Новгородского музея-заповедника Натальи Григорьевой

В Старой Руссе состоялась презентация музея романа «Братья Карамазовы»

Строго говоря, это еще не открытие — оно будет чуть позже. Но было людно. А еще более — представительно. Приехали руководители и сотрудники литературных музеев со всей России — Москва, Санкт-Петербург, Казань, Омск...

ЭТОГО ЖДАЛИ. Вопрос не в том, что на воплощение проекта Новгородского музея-заповедника понадобился не один год. Сама идея создания романной экспозиции гораздо старше. Была такая мечта у первого директора Дома-музея Ф.М. Достоевского в Старой Руссе Георгия Смирнова, ушедшего из жизни в 1983 году.

У Георгия Ивановича был даже разработан маршрут «Братьев Карамазовых», по которому он водил всех желающих. И, может быть, именно от него многие впервые в жизни узнавали, что нет ничего постыдного и унизительного для Руссы, поименованной в великом произведении Скотопригоньевском. Как нет в том ничего исключительно провинциально русского. Например, современному Федору Михайловичу французскому историку Алексису Токвиллю представлялось, что в будущем нации и народы будут доведены «до состояния стада робких и смышленых животных, для которых правительство является пастухом».

Руссу писатель любил, иначе бы не жил тут и не творил, оставил ей в вечное пользование право гордо называться «городом Достоевского».

НА НАБЕРЕЖНОЙ Перерытицы 4 июня было солнечно и тихо. Лишь редкие капли намекали на смену погоды. Может быть, такие же ивы смотрелись в речную гладь, как полтора столетия назад. И такие же неспешные прогуливались люди.

В интерьере музея одного романа воссоздан стиль середины ХIХ века

Я даже встретил там князя Мышкина с Настасьей Филипповной. Во всяком случае, так эта пара мне отрекомендовалась. Конечно, театрализация: это актеры местного коллектива «Диалог» вышли в костюмах XIX века.

— Позвольте, вы не из того романа!
— Но, заметьте, из того времени. Просто по Достоевскому мы пока сыграли только «Идиота».

Князя тянет пофилософствовать:

— Нынешний мир неинтересен. Он не живет, а куда-то опаздывает. Спешит, гонится — зачем?

У дома Н.Т. Беклемишевского (в этом старинном здании неподалеку от дома-музея и открылась экспозиция по роману) настает торжественная минута. Звучат приличествующие случаю слова. Сопредседатель Ассоциации литературных музеев Дмитрий БАК говорит о событии года, предтече грядущего 200-летия со дня рождения Федора Михайловича Достоевского, которое будет отмечаться в ноябре 2021 года. Отсюда, из Старой Руссы, юбилей зашагает по стране.

МУЗЕЙ ОДНОГО романа — это кабинет Федора Павловича, комната Екатерины Ивановны, детская, трактир, монашеская келья. Помещения стилизованы в духе эпохи, обставлены мебелью второй половины XIX века — реставраторам это, конечно, стоило колоссальных трудов.

При этом он весьма современен: мультимедийное оборудование, инфосистема, лайтбокс...

На первой (презентационной) экскурсии наш гид пользовалась соответствующими терминами вроде «виртуального контента». В связи с чем у меня возник «вредный» вопрос к музейщикам: а роман Федора Михайловича — тоже «контент»? Мы пришли-таки к некоему компромиссу: художественное произведение не измеримо по плоской информационной шкале. Однако в музее даже «контент» — путь к нашему русскому (а у Достоевского одновременно и вселенскому) содержанию.

Как не напомнить о наших проводниках в идеальный, но абсолютно не идиллический роман? Это — дом-музей писателя как коллективный автор концепции, авторы художественного проекта — народный художник России Борис Непомнящий и Николай Исправников, скульптор Николай Коробейников, населивший пространство музея персонажами «Братьев Карамазовых»...

Николай Иванович, представьте, улучил минуту, чтобы прочесть кое-что из романа.

— Боюсь показаться странным, — осторожно пытается объяснить свой индивидуализм на общем празднике, — но из всего, что я сегодня услышал...

В общем, наш скульптор искал в книге монолог Алеши Карамазова, отрывок которого прочел на презентации Ян ЦЫБУЛЬСКИЙ, актер Новгородского театра драмы имени Ф.М. Достоевского.

— Это было настолько пронзительно, точно, человечно, близко. Не умерла Россия...

К слову сказать, это место в романе выделял писатель Даниил Гранин. И в его судьбе тоже была Русса. И он мог бы быть тут в такой хороший день.

Но первое (главное) слово все же здесь принадлежит Федору Михайловичу. А последнее не сказано.

— Ведь Достоевский писал не о современниках, — говорит Павел ФОКИН, заведующий отделом «Музей-квартира Ф.М. Достоевского» Государственного литературного музея. — Еще в юности им было сформулировано: человек есть тайна, ее нужно разгадать. Он оставался верен этой задаче всю жизнь.

А так ли уж мы изменились со времён Фёдора Михайловича?..

ЕСЛИ ЗАДАТЬСЯ простым, в известном смысле даже откровенно обывательским вопросом — а зачем? Зачем нашим современникам все эти сложности — тайны души, человеческого бытия? Течет себе Перерытица, и ладно. А если поднапрячься, если еще и всяко-разно свезет, то раз в год можно и к более теплым берегам. Ну машина там еще, дача, все дела. Или потом подойдешь как-нибудь к окну, а там — Апокалипсис? Чушь, суета сует. Только как прожить, чтобы ни разу не кольнуло, не засвербило? Значит, и без Достоевского никак.

— Но время, увы, такое, что напрямую, без вот этого музейного визуального ряда многие не готовы обратиться к творчеству Достоевского, — размышляет Борис Непомнящий. — Я преподавал в университете, знаю, что молодые люди далеки от серьезной литературы. За редким исключением. Отсюда — косноязычие, примитивизация понятий. Очень надеюсь, что школьники и студенты станут бывать в этом музее. Нельзя заставить, но можно пригласить.

Да, есть куда. Между прочим, любые, даже самые замечательные творческие замыслы могут остаться несбыточными без элементарной финансовой поддержки. В нашем случае — со стороны Всемирного банка. Банки просто так денег не дают. И те в том числе, у которых есть, так сказать, культурная миссия.

Так вот Александр СЕМЕНОВ, заместитель генерального директора «Фонда инвестиционных строительных проектов Санкт-Петербурга», оказывается, лично доказывал обоснованность включения старорусского проекта в программу финансирования. Начиная с вопроса, а чем так уж велик роман, чтобы ему посвящать музей. Надо ли говорить, что экономист (по образованию) Семенов Достоевского как раз читал? Что считает «Братьев Карамазовых» книгой на все времена. Что готов возвращаться к этому роману вновь и вновь, всякий раз открывая в нем что-то новое.

Бизнес бизнесом. Но кто же мы, черт возьми, такие?

Фото Владимира МАЛЫГИНА