Понедельник, 23 декабря 2024

Елена Кузьмина

Дорога поумнела

Схема платного участка км 208 — км 543 скоростной автомобильной дороги М11 «Москва — Санкт-Петербург»

Новая платная скоростная трасса М11 будет общаться с водителями

Теперь и новгородцы получили возможность ездить по новой платной скоростной трассе М11. 6 июня на транспортной развязке, соединяющей магистраль с автодорогой «Россия» недалеко от деревни Мясной Бор (Новгородский район, в 36 км от областного центра), прошла торжественная церемония пуска участка Великий Новгород — Тверь от 334-го до 543 км. Если учесть части, уже введённые в строй, это значит, что для автомобилистов открыто более половины трассы и новгородцы могут добраться по ней до тверской развязки.

217 км классной инфраструктуры

Но первыми дорогу, которая станет самой современной не только в России, но и Европе, увидели журналисты. И открытия не заставили себя ждать. Мы обнаружили, что светло-зелёные откосы покрыты вовсе не травой, а составом, образовавшим на грунте плотную корку. Вспомнив известный армейский анекдот про покраску травы, мы уже собрались пошутить по этому поводу: мол, перед открытием строители решили склоны покрасить. Но ошиблись. Откосы на М11, да и на многих других современных дорогах покрыли так называемым жидким газоном — гидрогелем, в состав которого входят семена травы, удобрения и другие полезные вещества. Сразу после посева, который проводят методом распыления, газон затвердевает, но со временем дает всходы, делая откос более крепким и снижая риск оползней.

Это не единственная современная технология, применявшаяся при строительстве трассы. По словам Екатерины ВАРЁНОВОЙ, начальника пресс-службы госкомпании «Автодор», выступающей главным подрядчиком, основной трудностью, с которой столкнулись строители, стали всевозможные ручейки, речки, болотца и вообще высокая влажность почвы почти на всём протяжении трассы. Чтобы вывести воду, рабочие применяли микровзрывы. В образовавшиеся от них тоннели засыпали песок, а он выталкивал воду.

— Это потрясающий объект, аналогов которому нет во всей новейшей истории, — отметил Сергей КЕЛЬБАХ, глава правления Государственной компании «Автодор». — Я благодарю всех, кто вложил в эту дорогу и в эту развязку кусочек своей души. Мы сделали это: добавили стране еще 217 километров высококлассной инфраструктуры!

Стоимость строительства М11 составляет 152,8 млрд. рублей, в том числе 16 млрд. рублей — частные инвестиции.

Аварком идёт на помощь

Как выразилась Екатерина Варёнова, М11 — «умная» трасса, она будет «общаться» с водителями. На головном участке будет установлена централизованная автоматизированная система управления дорожным движением, которая может предупредить водителей об ухудшении погодных условий или о том, что впереди авария или остановившийся автомобиль.

Трасса будет очень удобной и максимально безопасной для водителей. Она вмещает по две полосы в обе стороны, ширина полос — 3,75 м. Дорога полностью освещена, а встречные потоки на всём протяжении разделяет барьерное ограждение. Здесь нет ни одного светофора, пешеходного перехода и перекрёстка, потому что путь не пересекает территорию населённых пунктов. Новый участок огибает Валдайский национальный парк, а также Бологое и Окуловку. Теоретически водитель может преодолеть магистраль без остановок. Для связи между территориями можно использовать путепроводы. Для животных оборудованы зверопроходы.

Максимальная расчётная скорость, с которой можно двигаться по М11, — 150 км/ч, но в России на автомагистралях разрешено развивать скорость до 130 км/ч.

Главными помощниками автомобилистов на трассе станут аварийные комиссары — аваркомы. Они будут постоянно курсировать по магистрали и в случае происшествия окажут помощь водителю. Могут даже поделиться бензином, если запас топлива у путешественника закончится. Помимо этого на дороге появятся многофункциональные сервисные зоны с заправками, отелями и точками питания.

Без транспондера никуда

Что необходимо водителю, чтобы проехать по М11, и во сколько ему обойдётся это удовольствие? Оплачивать проезд можно наличными или банковской картой. Для этого при въезде на платный участок автомобилист должен остановиться и получить въездной талон в пункте взимания платы (ПВП), такие есть на всех развязках. Рассчитаться за поездку нужно на ПВП при съезде с платного участка.

Но значительно проще использовать транспондер — небольшое устройство, которое можно крепить к лобовому стеклу машины, грузовика или мотоцикла. Транспондер имеет уникальный номер, который можно «привязать» к номеру банковской карты автовладельца. При проезде через ПВП средства со счёта будут списываться автоматически. В этом случае водителю не придется делать остановку для покупки въездного талона, но сбавить скорость до 20–30 км/час необходимо. Транспондеры можно приобрести в центрах продажи и обслуживания М11. На новгородском участке трассы такой центр действует только у развязки рядом с Мясным Бором.

Как отметили в «Автодоре», в планы компании не входит открывать пункт продажи транспондеров в Великом Новгороде. Но участвовавший в церемонии пуска новгородского участка дороги губернатор Андрей НИКИТИН заверил, что такой магазин всё-таки появится в областном центре.

Стоимость проезда по платной трассе будет зависеть сразу от нескольких условий: скидки, которая предоставлена водителю (от 20 до 50%), наличия транспондера, класса транспортного средства и времени суток.

Водители, пользующиеся транспондером, стоимость которого в среднем достигает 1000 рублей, смогут сократить свои расходы на проезд. Так, преодолеть новгородский и тверской участки трассы при условии оплаты наличными можно за 300 рублей, с транспондером — за 240. Чтобы точно рассчитать стоимость проезда, нужно зайти на сайт «Автодора» (https://avtodor-tr.ru), где есть не только информация о тарифах, но и электронный калькулятор.

Кроме того, автомобилист может использовать систему скидок. Так, проезжая подряд два участка трассы, водитель может рассчитывать на скидку в 30% от тарифа.

Примечательно, что в России пока не существует наказания для водителей, решивших проехать по платной дороге «зайцем». Технически проделать такое можно. Единственным препятствием для водителя на ПВП может стать шлагбаум, но кто-то пользуется методом «паровозика», чтобы проехать через пункт взимания платы вплотную за другим автомобилем, а некоторые водители отгибают шлагбаум бампером своего авто.

Отдельного наказания за бесплатный проезд пока не предусмотрено, но на уже действующих российских платных дорогах — к примеру, «Дон» — недобросовестных автомобилистов наказывали другим способом. Тем, кто расплачивается картой или наличными, нужно остановиться, поэтому на соответствующей полосе движения на ПВП загорается красный сигнал светофора. Но если пункт оборудован камерами фото-, видеофиксации нарушений, они «увидят» это, потому что, как правило, нехорошие водители не останавливаются. В результате в один не самый прекрасный день они получат «письмо счастья» из ГИБДД с суммой штрафа. Правда, на М11 системы фото-, видеофиксации нарушений ПДД пока не действует. Будет ли? «Время покажет», — заметила Екатерина Варёнова.

Будут в плюсе

В правительстве Новгородской области рассчитывают на большой экономический эффект от появления рядом с Великим Новгородом въезда на платную дорогу. По словам губернатора Андрея НИКИТИНА, близость к М11 позволит повысить инвестиционную привлекательность региона и открыть новые рабочие места для жителей области. Помимо этого один из въездов на трассу оборудован рядом с посёлком Угловка в Окуловском районе.

Напомним, в этом году посёлок получил статус территории опережающего социально-экономического развития, где для предприятий будет действовать льготный налоговый режим. Компаниям, которые уже развивают своё производство в Угловке, возможность быстрого выезда на М11, связывающую две столицы и обеспечивающую доступ к морскому порту в Санкт-Петербурге, даст дополнительное преимущество.

Строительство трассы по всему протяжению завершат к концу 2018 года. Работы идут в круглосуточном режиме. Еще один участок в Подмосковье — уже на подходе.

Фото novreg.ru