или Кто продолжит вековые традиции Холыньи
Деревню Холынья, которой больше 500 лет, невозможно представить без огурцов. Растут они здесь прекрасно, потому что земли — плодородные: образовались они благодаря разливам Мсты, которая с водой приносила на эти огороды много ила, богатого питательными веществами. Близость Ильменя, наличие рек в округе создают мягкий климат, который любит этот овощ. Неудивительно, что с петровских времен деревня огурцами славилась. Кто только их не ел. Холынские солености украшали императорские столы. Их любила Екатерина Великая. Да и потом, в советские времена, Сталин не гнушался похрустеть бочковыми деликатесами. Традиции отцов, дедов продолжают новые поколения.
Хочешь — свежие, хочешь — солёные
Я приехал в Холынью утром. Деревня в это время уже жила своей размеренной жизнью. Многие хозяйки со своими детьми, внуками возвращались с собранным урожаем. По дороге сновали машины с номерами разных регионов, по гостям нетрудно было догадаться, что сюда они приехали за огурцами.
Заходим на первое попавшееся нам подворье.
— Гостям мы всегда рады, — говорит хозяин Евгений ЧИКАЛОВ. И тут же предлагает чаю и отведать огурцов на выбор: собранных только что с грядки и свежепросоленных. Евгению Николаевичу — 72 года, в этой деревне он родился и все эти годы здесь прожил. Правда, после службы в армии хотел обосноваться в городе, но через некоторое время понял, что город — не для него. Вот Холынья — да! Разве можно ее променять? Деревня красивая, стоит на берегу Мсты, места живописные. Сюда и вернулся.
— Вы спрашиваете, что для нас — огурцы? — повторяет мой вопрос Евгений Николаевич. — Это наше всё! Мы ими живем. К нашим небольшим пенсиям они приносят не скажу что большое, но существенное пополнение в семейный бюджет. Да и без огурцов мы себя не можем представить.
К нашему разговору подключается пришедшая из соседнего дома Галина РАКОВА.
— Мы — люди в возрасте, живем в Новгороде, — говорит она. — Казалось бы, всё есть, старость обеспечена. Но как только наступает весна, нас тянет сюда. Приезжаем, копаем грядки, сажаем огурцы. Думается: зачем это нам? Пойди в любой ларек, магазин — там огромнейший их выбор, и цены невысокие. Но нас сюда влечет зов предков, чтобы продолжалось то, чем они занимались, чем жили.
— Но разве магазинные огурцы могут сравниться с нашими?! — с подчеркнутой гордостью заметил Евгений Чикалов. — У наших огурцов вкус, даже запах совсем другие. Не подумайте, что хвастаюсь, но я холынский огурец от любого другого без труда отличу.
Что же делают жители деревни такого, какие сорта выращивают, что слава о холынских огурцах разносится по всей стране?
— Мы за сортами, гибридами в ярко разукрашенных пакетах не гоняемся, даже на них не смотрим, — заявляет Евгений Николаевич. — Семена у нас свои, доморощенные. Раньше мы сажали Вязниковские, Муромские, Монастырские, но за многие годы выращивания они переопылились, смешались, теперь, поди, узнай, какой это сорт. Но нам это и не важно, главное — хороший урожай приносят.
— Семена — конечно, большое дело. Но вкусным огурец получается еще потому, что сажаем семена в хорошо удобренную навозом землю. Никакой химии не применяем ни перед посадкой семян, ни в период плодоношения, — добавляет Галина Ракова. — Полоть, правда, приходится много и поливать, но пришла механизация, народ обзавелся насосами — легче и быстрее.
Все дороги вели в Холынью
О былых временах в деревне помнят старики и с особой гордостью любят рассказывать молодежи о том, какими они были, в какое трудное, но интересное время жили. Особенно хорошей рассказчицей является Анна Николаевна, жена Евгения Чикалова.
— В 1970-е я работала на приемном пункте и начинала принимать огурцы в 7 часов. До 100 тонн в день люди из Холыньи, Малого Лучна, Русска, Бронницы привозили, — вспоминает она. — Были семьи, которые в день по 300–400 килограммов сдавали. На огромном складе овощ не залеживался, по 2–3 тонны огурцов развозили по каждому району, а большегрузные машины уходили в Москву, Ленинград, Петрозаводск, Мурманск. Люди сажали огурцов помногу, и давались они им тяжело. Приходилось день в колхозе на сенокосе за палочки работать, а потом на своих грядках спину гнуть.
Мста в то время была судоходной, и к пристани в Холынье подходили пароходы и увозили этот хрустящий овощ в Северную столицу. Кроме того, из Ленинграда ежедневно приезжали грузотакси, жители деревни загружали в них свои мешки с огурцами и уезжали туда торговать. Затем эти же грузотакси привозили их обратно в Холынью, шоферы ночевали в деревне, а ранним утром — опять в дорогу. И так на протяжении всего сезона. Счастливчики, которым удалось добыть старенькую легковую машину да прицеп к ней, сами возили свой урожай. В то время и потребкооперация закупала огурцы в больших количествах. Ценились они хорошо — проворные хозяева с помощью сыновей, дочерей, которые специально брали отпуска на период сбора урожая, за сезон могли заработать на «Жигули».
Речка — как холодильник
— Что сейчас вспоминать прошлые времена, — с досадой говорит Евгений Чикалов. — Я ими сыт по горло. Век не забуду. Сейчас полная свобода, поступай как считаешь нужным. От тебя самого все зависит. Только не ленись.
Говорит так Евгений Николаевич потому, что у него есть заказ на огурцы от предпринимателей, но не на свежие, с грядки, а на соленые. Заказывают их у него потому, что он — кудесник в этом деле, использует рецепт засолки, которому сотни лет.
— Собранные огурцы в больших корзинах сутки лежат в прохладном месте, чтобы немного подвялились, — делится опытом Евгений Николаевич. — Тем временем готовлю деревянные бочки, я их стараюсь мыть соленой водой, предварительно замочив, чтобы они разбухли. Когда бочки просохли, на низ кладу мелко нарезанный укроп, дальше идет слой огурцов, потом — лист смородины, чеснок и опять укроп. И так послойно, пока бочка не будет заполнена, затем заливаю рассолом, который готовлю в отдельной емкости, используя на 10 литров колодезной воды 1,2 килограмма каменной соли. Огурцам в бочке даю 3 дня подышать и побуйствовать. Когда они успокоились, забиваю дно. Потом бочку погружаю в речку Холынка, которая протекает по деревне, и закрепляю ее кольями, чтобы не всплыла. Благодаря тому, что температура воды в речке осенью, зимой держится в пределах четырех градусов и нет доступа воздуха, огурцы в бочке прекрасно сохраняются целый год. Обычно зимой мне звонят заказчики, я прорубаю лед и достаю бочки. Откроешь — аромат не передать, а огурцы хрустящие, вкуснота! Что может быть лучше к парящейся на столе картошечке с жаренным на подсолнечном масле до золотистого цвета луком! Затем мои огурчики появляются на столах в Москве, Санкт-Петербурге, напоминая, что есть такая чудесная Холынья с ее прекрасными людьми.
Евгений Чикалов нашел рынок сбыта соленых огурцов. И таких в деревне немало, многие продают свежие, обеспечивают себя, родственников, друзей, знакомых этим витаминным продуктом. Встречаясь с жителями Холыньи, я обратил внимание, что рядом с людьми старшего возраста на огуречных грядках работает молодежь. Вот, например, Лиза Иванова учится в седьмом классе, она с удовольствием помогает бабушке выращивать огурцы. «Мне интересно, — говорит Лиза, — наблюдать за их ростом, за тем, как их заготавливают на зиму». А ее подруга Лада Чикалова, живущая летом у родственников по соседству, с гордостью сказала, что она пропалывает грядки у бабушки, помогает собирать урожай. Значит, в Холынье подрастает смена, которая продолжит вековые традиции.
Новгородский район
Светлана ВАСИЛЬЕВА, глава администрации Бронницкого сельского поселения:
—Те традиции, тот опыт, мастерство, которые есть у жителей Холыньи, мы стараемся сохранить и передать подрастающему поколению. С этой целью работаем над расширением рынка сбыта выращенной продукции, ищем инвесторов, представителей малого бизнеса, которые бы занялись переработкой урожая. Одним из мероприятий, направленных на продолжение традиций холынских мастеров, станет проведение 12 июля престольного праздника святых первоверховных апостолов Петра и Павла. На этом празднике ожидается много гостей, на нём мы будем чествовать лучшие семьи, занимающиеся выращиванием огурцов, проведём конкурс на самые вкусные малопросоленные огурцы.