Среда, 20 ноября 2024

Анна Мельникова

Шар новогоднего настроения

Фото: автора

Настоящие ёлочные игрушки появляются на одном дыхании

Около восьми лет назад в Великом Новгороде была открыта художественная мастерская по изготовлению ёлочных украшений из стекла. Спустя время она разрослась до небольшой фабрики, на которой весь процесс производства новогодних игрушек — полностью ручная работа. Только одних ёлочных шаров предприятие в год выпускает 120 тысяч штук. Его продукция реализуется в крупных торговых сетях. Сегодня новгородский «Винтажный шар» знают в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Казани, Екатеринбурге.

Каждый день — Новый год

Перешагнув порог фабрики ёлочных игрушек, первое, что я спросила у корпоративного директора компании Ирины ЛОБАНОВОЙ: ощущается ли на предприятии предновогодний ажиотаж, когда вдруг неожиданно посыпались срочные заказы?

— Корпоративные заказы компания принимает еще в феврале, — пояснила Ирина. — А последний момент наступает в ноябре. Люди иногда не понимают, что наши шары делаются вручную, мастерская не использует ни печать, ни наклейки. Недавно к нам обратились с просьбой изготовить за пять дней 500 шаров со сложной прорисовкой. Были вынуждены отказать, поскольку понимали, что не выполним своих обязательств.

На фабрике могут предложить сотни сюжетов эксклюзивных шаров. Одна из партий её продукции вот-вот отправится в Богоявленский кафедральный собор в Елохово. Шары в качестве подарков будут вручены участникам фестиваля, который проводит Московская епархия. В этом году на фабрике помимо шаров освоили производство формовочных игрушек — Дедов Морозов, совушек, шишек, изготовление которых несколько сложнее. Но если на них появится хороший спрос, то они войдут в ассортимент производства уже на постоянной основе.

Если стеклодув не любит свою работу, навряд ли у него что-то получится

По словам Ирины Лобановой, художницы готовы создать рисунок и по индивидуальному заказу, в единичном экземпляре. Ровно год назад корреспондент ИТАР–ТАСС, когда делал фоторепортаж об изготовлении ёлочных игрушек на новгородской фабрике, предложил её художницам на новогодний шар перерисовать фотографию президента Путина с собакой. Мастерицы справились с заданием менее чем за два часа.

Обыкновенные чудеса

Впрочем, мне хотелось самой увидеть технологию создания хрупкого чуда. Стеклодувный цех, где, собственно, всё начинается, встретил оглушительным гулом больших вытяжек над газовыми горелками. В огромном помещении — всего два рабочих места. О нюансах ремесла выдувания стеклянных предметов мне рассказал мастер Сергей МОСТОВОЙ. Для этого он даже не отвлекался от работы над открытым пламенем. Дело ему привычное, 20 лет в профессии. Разговор синхронизируем: мой вопрос — его выдох в стеклянную заготовку. Правда, приходилось почти кричать, чтобы быть услышанным.

— На стеклодува не учат в специальных учебных заведениях. У меня был наставник, который меня этой профессии обучал, — объяснил Сергей. — Самое сложное — чувствовать стекло. Для разных изделий — оно своё. Например, для игрушек подходит то, что быстро разогревается и быстро остывает.

Работа стеклодува похожа на волшебство. Мастер разогревает «пулю» — так на сленге стеклодувов называется полуфабрикат-заготовка (она чем-то похожа на длинную колбочку, с обеих сторон которой — длинные концы) — и на выдохе придает расплавленному стеклу нужную форму.

— Всё происходит на обычном дыхании, — продолжает разговор Мостовой и берёт следующую «пулю». — Сейчас делаю макушку на ёлку. По нормам за восьмичасовую смену нужно изготовить 96 штук. Художницы делают эскизы, по ним я и работаю. Что взять с китайских шариков? Пластмасса, стандартная штамповка. А в наших работах чувствуются и душа, и внимание, и талант мастера.

Чтобы жар пламени не обжигал кожу рук (а температура горелки — больше тысячи градусов), мастер защищает их самодельными нарукавниками. И несмотря на то, что труд стеклодува монотонный и кропотливый, где невозможно обойтись без усидчивости, Сергею его работа нравится.

В цехе — только девушки

Далее шары в отдельном цехе обретают серебристое мерцание, после того как они немного отдохнут, их отправляют на покраску, а затем — в самый творческий цех, на роспись. Здесь очень тихо. Работают около 15 художниц, каждая сосредоточена, потому что одно неловкое движение, и рожица персонажа, вместо того чтобы улыбаться, будет грустить. Молодую художницу Катю я спросила, не приедается ли Новый год, ведь в течение 12 месяцев постоянно находишься в окружении его атрибутов.

— Мне интересно создавать людям праздник, — ответила она. — Фантазию проявляешь. Украшения получаются уникальными, авторскими.

Каждый год на фабрике художницы создают новую коллекцию. Образцы, кстати, придумывают сами художницы. Но есть традиционные сюжеты — это пейзажи и символы Нового года. Поэтому в этом году фабрика выпустила огромное количество шаров с изображением весёлых и озорных хрюшек.

— В расписывании изделий норма не ставится, — пояснила Ирина Лобанова. — Главное — не скорость, а чтобы рисунок был выполнен качественно и красиво.

Для того чтобы во время разрисовки не смазать краску, художницы держат шар за длинный стеклянный усик. Его обрежут, когда украшение окончательно высохнет. На место усика наденут колпачок, и изделие будет готово к упаковке.

Думают ли на «Винтажном шаре» наладить производство сувенирной продукции, не связанной с новогодней тематикой? Ирина Лобанова ответила, что этому празднику фабрика изменять не собирается.